границы и определенную внутреннюю структуру. Чувства не сообщают об этом, наш мозг абстрагирует упорядоченность, и таким образом, мы приходим к определению дерева. Мы можем сказать, что восприятие рождается из взаимодействия объекта восприятия ("вещь в себе"), и субъекта восприятия (трансцендентальное "Я"). Хотя само восприятие постоянно меняется, чистые субъект и объект остаются неизменными и, следовательно, лежат вне чувственного восприятия. Поиск знаний может идти по двум направлениям: можно пытаться, открыть инвариантную природу объекта; или можно пытаться обнаружить инвариантную природу субъекта. Эти два подхода представляют объективный и субъективный подходы.
Что бы квалифицировать знание как истину, оно должно быть принято всеми людьми во все времена. Объективный подход пытается достичь этого, устраняя по возможности все изменения, вносимые внутренним состоянием наблюдателя. Это есть принцип объективности и основа западной науки. Субъективный же подход пытается достичь постоянства и последовательности, создавая такое состояние сознания, которое одинаково для всех и устойчиво к изменениям во внешнем мире. Это требует развития полного сознания, сохраняемого во всем восприятии, т.е. развития Самореализации.
Объективный и субъективный подходы к знанию могут выглядеть очень разными при поверхностном рассмотрении, но при углублении видно, что они подобными. Чем больше западная наука углубляется в тонкие уровни мироздания, тем больше схожи утверждения учёных и утверждения мистиков, достигших того же уровня знания путем субъективного исследования реальности.
Поверхностно, однако, объективный и субъективный пути остаются очень разными и в этом смысле они лишь частично полезны и осуществляемы. Для полноты знания, требуется синтез этих двух подходов: синтез, в котором один подход не компрометирует другой, оба сосуществуют вместе как два отдельных аспекта одной холистической дороги знания. Махариши считает, что этого можно достичь через введение ТМ в учебные программы. Достигая более высокого Самосознания и внутренней стабильности, студент МУМ будет способен приблизиться к субъективному ощущению без помех внешнего мира и наблюдать внешний мир без помех изнутри - полная субъективная стабильность с полной объективной надежностью. Вот что Махариши рассматривает как "полное знание". Он не хочет сказать, что человек должен иметь детальное знание каждого аспекта жизни - это безусловно невозможно - но он должен иметь полное