покоя добровольно, является тем средством, с помощью которого это естественное состояние происходит чаще и регулярнее, и делает этот опыт доступным любому, а не "избранным" счастливчикам.
Обращение внимания внутрь
Процесс ТМ можно суммарно определить как поворот внимания на 180њ: прочь от внешнего мира чувственных переживаний к внутренним тончайшим уровням ума.
Но это не влечет за собой размышлений о внутренних переживаниях или о чистом сознании, так как любые размышления неизбежно удерживают внимание на уровне содержания или значения мысли, т.е. на поверхности ума. Это не имеет такого эффекта, как обращение внимания внутрь - прямое, непосредственное ощущение более спокойных, более глубоких уровней мышления. Что касается ТМ - это скорее внешне управляемая деятельность, подобная рождению машины. Внутреннее обращение - это отвлечение внимания от содержания мыслей и от всех чувственных переживаний. Когда люди впервые слышат о ТМ, они вполне естественно пытаются задуматься об этом процессе, как об ощущении, переживании, с которым они уже знакомы. Они составляют образ этого состояния. И если бы потом им пришлось медитировать без дальнейшего руководства, они, несомненно, ожидали бы нечто подобное. Но это удерживало бы медитацию на уровне смысла, и было бы в некотором роде разновидностью ментальной деятельности: это не было бы настоящим состоянием внутреннего покоя. Об этом подчеркивалось еще 600 лет назад анонимным автором книги "Облако неизвестного", одной из первых английских работ по созерцательному мистицизму: "Они читают и слышат, как им говорят, что они должны остановить "внешнюю" работу ума, и работу внутри. Они не знают, что значит "внешняя" работа, они делают это неверно. Так как они направляют свой физический ум внутрь своего тела, что противоестественно, и напрягаются, как будто хотят увидеть физическим глазом и услышать то, что внутри, ухом, которое у них снаружи, и обонять, и пробовать на вкус, и ощущать подобным путем все, что есть внутри. Они извращают естественный порядок, и с этой ложной изобретательностью они настолько напрягают свой ум, что их мозг безоговорочно подчиняется. И тут же дьявол может обмануть их ложным звуком и светом, сладким ароматом и бесподобным вкусом, обжигая их сердца и желудки, спины, поясницу и конечности".
Никакие предвзятые мнения и ожидания того, что произойдет, не помогут процессу и на йоту. Они могут только исказить его. Более того, любой ментальный анализ и критика происходящего, будет уводить ум