Питер Рассел

Высшее сознание

применяемое к ней, может предсказать все будущие состояния системы, если предположить, что любые изменения удовлетворят принципу наименьшего действия. Это основной принцип классической механики.

Махариши, однако, усматривает в этом больше, чем основу. Он настаивает, что этот принцип не заключен в рамки физического мира, а может быть применен и к ментальному процессу. Мы не можем проверить это утверждение, измерив "ментальную энергию". Здесь я коснусь лишь качественного Применения этой гипотезы. Учитывая специфику ТМ, он утверждает, что создав правильные начальные условия, ум не только успокоится на тихих уровнях, но автоматически будет это делать самым эффективным способом. Избрав правильный путь, мы не сможем ускорять процесс. Он будет идти как ему предопределение - свободно, словно погружающийся ныряльщик.

Для того, чтобы ТМ действовала, не обязательно верить в нее. Обеспечив правильное начало и отпустив себя, вас "поведет" ум, ищущий удовлетворения, т.е. вами будет руководить ментальная гравитация. Так и ныряльщик погружается вниз, ведомый силой гравитации, независимо от того верит он в нее или нет.

Это может показаться парадоксальным, но чем меньше вы верите в это, тем лучше. Те, кто начинает изучать ТМ, ожидая чего-то фантастического с удивительными ощущениями, способны предугадывать и анализировать в медитации. Они теряют чистоту метода, что очень важно, начинают чего-то ждать или даже проявлять скепсис.

Можно сказать, что ТМ - это скоре не действие, а отсутствие действия. В этом ТМ сходна с восточными концепциями "пути без пути" и "бездорожье в качестве дороги", и Махариши разделяет взгляды учителей как Запада, так и Востока, которые отвергают техники, имеющие депо с "деланием" любого сорта.

Это не значит, что человек ничего не должен делать. Разница между медитацией, которая не требует напряжения, и отсутствием особенных усилий очень несущественна, но очень важна. Раньше говорили, что медитация перестает быть эффективной, когда люди привносят определенные усилия в практику. Совершенно неожиданно я столкнулся с людьми, которые правильно уяснив, что такое ТМ и что она должна быть полностью свободной от усилий, оставили настоящую практику в стороне и стали заниматься лишь тем, что пребывали в мечтах дважды в день по двадцать минут. Но это не имеет ничего общего с ТМ.

Люди иногда с подозрением относятся к ТМ, потому что это техника. Они полагают, что посвящение лежит в знании самого себя, но не техники. Частично это так: посвящение