Когда используется слово ум, имеется в виду нечто, что отдает приказ и направление изменения. Человек стал умнее - имеется в виду, что мышление и поступки стали более упорядочены. То есть, чем умнее человек, тем лучше он может управлять получаемыми данными со множеством смыслов и направлять поступки в правильное русло.
На самом деле это концепция, которая придерживается современных подходов изучения разума, которые сейчас отошли от идеи разума как постоянного, т.е. как IQ (intelligence quotient - коэффициент умственного развития), и рассматривают его как способность человека узнавать, учиться, как результат пройденного.
Хотя нет возможности в рамках этой книги обсудить предмет полностью, некоторые направления в исследованиях выдвигают мысль, что ТМ увеличивает быстроту и емкость информационных процессов в мозге, изменений, которые, как мы ожидаем, ведут к увеличению умственных способностей. Тесты, проведенные в Голландии, подтверждают это. Измеряя такой показатель как "рост умственных способностей", было обнаружено, что школьники, занимавшиеся медитацией, значительно обходили контрольную группу.
Махариши рассматривает упорядоченность мышления как результат упорядоченности мозговой деятельности (проиллюстрированной в синхронности и согласованности образцов ЭЭГ) и утверждает, что сама эта упорядоченность есть прямое следствие того, что нервной системе дается отдых. Он пишет:
"Это правило 'интеллектуальности через отдых' аналогично всеобщему закону природы, открытому физикой и применимому ко всем природным системам.
Этот закон - третий закон термодинамики - гласит, что энтропия (беспорядок) снижается, когда температура (активность) падает и что при условии нулевой энтропии совершенный порядок совпадает с температурой абсолютного нуля (полное отсутствие активности). Область температуры, близкая к абсолютному нулю в физических системах тесно связана со строгой тенденцией к волновой синхронии и соотношению, и служит примером начала сверхпроводимости и сверхтекучести в области абсолютного нуля, когда наблюдается минимум активности. Это наводит на явную аналогию с синхронией мозговых волн, вызванной полным отдыхом во время ТМ. Если с целью сравнения мы определим 'умственную температуру', соответствующую уровню умственной и нейтрофизической деятельности, и будем систематически добиваться этого через ТМ, мы определим ряд тенденций в человеческом уме, которые напомнят нам о третьем законе термодинамики. Эта квантовая механическая