тогда на экране мы бы видели происходящими различные жизненные ситуации. Это соответствует обычному состоянию бодрствования, в котором мы более или менее отдаем себе отчет о том, что происходит во внешнем мире. Если какой-либо фильм демонстрируется в кинотеатре, то что бы ни происходило на экране, будь это хроника прошлых событий, мультфильм или абстрактные картины, обычно это имеет мало отношения к тому, что происходит вне театра. Это совпадает с состоянием фантазии, при котором все воспоминания и мечты входят в сознание.
Когда проектор выключен и все погружается в темноту, ситуация подобна глубокому сну, т.е. мы вообще ничего не осознаем. Четвертая возможность, соответствующая трансцендентальному состоянию, проявляется в случае, когда проектор включен, но изображения нет. Чистый освещенный экран человек бодрствует, но нет объекта для ощущения.
Обычно мы не видим сам экран, мы видим лишь изображение, которое проецируется на нем. Но экран присутствует. Также и "Я", экран ума, никогда не перестает существовать без него, не было бы ощущения, но он обычно заменен переживанием: ментальными картинами, исходящими из него.
В ТМ напряженность ментальной деятельности снижается до полного исчезновения, остается лишь неизменный экран чистого сознания. Человек остается в состоянии чистого сознания: полностью бодрствуя и в полном покое.
Бесконечность и Небытие
В трансцендентальном сознании объект ощущения и субъект ощущения действительно совпадают. "Я" начинает познавать "Я". При обычных ощущениях их взаимодействие дает рост ощущений. Но когда сознание начинает осознавать сознание, как это происходит здесь, больше нет никакого различия между объектом и субъектом и нет более никакого взаимодействия. Обычное для нас ощущение прекращается. Вот почему это состояние, когда только возникает, часто представляется пустотой, однако, очень наполненной. Оно часто описывается как состояние тихой радости, и именно эта радость увлекает внимание внутрь во время ТМ. Упанишады изобилуют описаниями этого состояния и самое точное, возможно, взято из Мандунья Упанишад:
"Это состояние не есть субъективное ощущение и не есть объективное, и ни ощущение между ними, это также и не негативное условие, которое не является ни сознанием, ни бессознательным. Это не знание смысла и не относительное знание, это и не обоснованное знание. Выше смысла, выше понимания, выше любого выражения, это Четвертое Состояние Сознания. Это чистое, унитарное знание, в чем осознание