качества трансцендентального состояния как бы остались в сознательном уме. Это дает ощущение полноты, целостности и стабильности: глубинное осознание тишины и покоя. Махариши называет это проникновением чистого сознания, или чистого Бытия в сознательный ум.
Вначале может показаться, что эти качества присутствуют лишь когда человек находится в глубокой медитации, а когда он возвращается на поверхность, они стираются. Позднее замечаешь, что они еще остаются сразу после медитации, но исчезают, как только начинаешь что-то делать. Можно было бы прийти к заключению, что следует избегать активности, или если уж начал что-то делать, следует оставаться отстраненным от дела, чтобы сохранить состояние чистого сознания как можно дольше. Но дело не в этом. Махариши постоянно подчеркивает, что только посредством разрешения ощущению чистого осознания угасать во время активности нервной системы можно "выращивать" состояние, при котором оно может продолжать поддерживать чистое сознание в процессе всей деятельности Он часто сравнивает этот процесс слияния с процессом окрашивания ткани с использованием старых растительных красителей, распространенного в индийских деревнях. Ткань окрашивается в два этапа. Вначале она погружается в краску и становится очень яркой. Затем, если краситель не быстро действующий, следует оставить ткань на солнце. После высыхания ее вновь погружают в краску и дают высохнуть. Процесс повторяется, и постепенно цвет становится сильнее и сильнее, пока, наконец, ткань не прокрашивается настолько, что больше не бледнеет, даже под ярким солнцем.
Смена отдыха и деятельности при ТМ выглядит как аналогичный процесс: во время медитации сознание "погружается" в чистое сознание и ум "окрашивается" качествами чистого сознания: после окончания медитации эти качества "выгорают" в процессе активности. Этот процесс повторяется изо дня в день, пока ум окончательно не "окрашивается" чистым сознанием настолько, что даже сильнейшее потрясение не сможет затмить его. Важно обратить внимание, что, погрузив ткань в краску, вы ничего не достигнете, если оставите ее там. Также "погрузив" внимание в чистое сознание, ничто не будет достигнуто, если оно останется внутри этого чистого сознания. Именно постоянная смена "погружения" и "обесцвечивания" гораздо важнее, чем само по себе погружение. Мы могли бы привести для этих описаний роста космического сознания аналог, сравнивая нервную систему человека с кристаллом. Кристалл сияет и блестит, словно