- есть внутреннее Единое. Здесь все травинки, леса и пашни, все вещи - Единое. Это глубочайшая глубина, и этим я глубоко очарован".
Согласно утверждениям Евангелия от Фомы, Христос сказал: "Расколите кусок дерева, и я есть там; поднимите камень, и вы найдете меня там".
Утверждение, которое можно легко интепретировать как описание единства сознания. Важно заметить, что разнообразие мироздания не теряется в этом ощущении единства. "Здесь", в состоянии Единства, все травинки, дерево и камни воспринимаются по-прежнему как травинки, дерево и камни, но к этому поверхностному сознанию добавляется ощущение их глубинного единства и общей сущности. Мир явлении не растворяется в неком бездонном сером тумане. Относительный мир бесконечного разнообразия продолжает существовать, но теперь воспринимается как сосуществующий вместе с его абсолютной основой.
Это сосуществование относительного и Абсолюта отражает учение Махариши о том, что относительный мир явлений также реален, как и его абсолютная основа. Как иногда возникала идея, что если Абсолют реален, то относительное должно быть иллюзией. В некоторых системах Ведической философии это известно как доктрина "майя". Но Махариши настаивает, что как раз не относительный мир явлений есть иллюзия - он очень реален: иллюзия лежит в проблеме взаимоотношений между этими понятиями в вопросе: "как Абсолютное становится всем этим?" Абсолютное и относительное есть две разные перспективы реальности и ничто нельзя объяснить с позиций другого. Относительное нельзя рассматривать с позиций Абсолютного, как и Абсолютное нельзя понять с позиций относительного.
Представьте, что у вас в руке цилиндр. Если посмотреть на него с одной стороны, он будет выглядеть квадратом, если посмотреть с торца, он будет выглядеть как круг. К счастью, мы можем интегрировать эти две частные двухмерные перспективы предмета в более понятное трехмерное определение цилиндра, и не обнаружим противоречия между двумя видами. Но если бы у нас не было этой расширенной структуры восприятия и пришлось бы соотносить все с двумерной системой координат, мы бы видели предмет, который представлялся бы иногда как квадрат, а иногда как круг.
В этой ситуации единственный способ решить очевидный парадокс - попытаться объяснить одно с позиций другого и, если бы это не удалось, заявить, что тот или иной должен быть иллюзией. Это та ситуация, когда человек в состоянии бодрствования сталкивался с отношением Абсолютного и относительного. Это две разные