человеческой
машины в действии.
Но вот человек просыпается, и к прежнему прибавляется еще что-то.
Отдыхавшие члены движутся, лицо оживляется, глаза открываются: лежавшее
человеческое существо встает и говорит, является новая жизнь, в то время как
органическая продолжает механически свое дело.
Появляющееся значительно разнится от прежнего.
Мы находим в нем три начала: то, которое все поддерживает - тело физическое, то,
которое все оживляет и двигает, составляя два полюса одного и того же начала, -
душа и, наконец, то, что всем управляет,
- дух. Физическое тело, душа или формирующее начало, представляющее два полюса,
и способность сознательная - вот три главные составные части человеческого
существа.
Если принять, что формирующее -начало двойственно, то можно сказать, что человек
состоит из трех органических начал: поддерживающего, оживляющего и двигающего,
то есть: тела физического, тела астрального и существа психического,
составленных и собранных воедино началом сознательным - тем, которое управляет,
- духом.
Вот пример того, что называется троичностью в единстве, или триединство
оккультизма.
Три начала.
Человеческое существо состоит из трех начал: тела физического, начала
формирующего, или души и сознательной способности; эта последняя заключает в
себе предыдущие отделы и объединяет тройственность организма 1.
Вспомним, что оккультисты всех времен и школ сходились на этом главном делении
на три начала. Между тем, анализ этих начал, изучение их физических действий
страстных или разумных, их ограничение анатомическое или психологическое,
создало различные учения о подразделениях, впрочем, чисто анатомических. Но
неизменное основание современного эзотеризма - это положение о трех началах 2.
1 "В человеке заключается тройственность, так же как и в Боге. Человек един
лично, но тройствен по сущности; он содержит в себе дух Божий или душу, звездный
дух и тело". (Paracelse, XVI-го века)
2 Закон всех этих подразделений был предложен на математических основаниях Эне
Вронским в 1800 г. под именем "Закона Творчества".
Единое сначала проявляется в тернере (как в нашем первом анализе человеческого
существа).
Из этих первых элементов происходят четыре второстепенных основание (3 + 4 = 7),
что дает семь, число оснований, получаемых от первого анализа.
Но Вронский идет гораздо дальше, он определяет три новые элемента, полученные от
действия элементов положительных и отрицательных и обратно, что доводит число
терминов до десяти (десять