Папюс

Практическая магия

эти органы не только полезны, но

необходимы для достижения действий духа и его понимания.

Без этой физической основы наши выводы и данные имели бы характер неопределенный

и отвлеченный.

Только поверхностный разбор может вести к смешению духовного человека с

органическим или подчинению свободной воли влиянию органов.

Итак, когда дело касается обсуждения вопросов о Боге, большей частью впадают в

ошибку или крайность, которые я указал, описывая человека.

Общность существ и вещей проявляет и указывает Божество, так же как физическое

тело человека поддерживает и проявляет дух.

Говорить о Боге, не опираясь на физические явления, - это значит рисковать

потеряться в лабиринте метафизических выводов и быть непонятным для большей

части людей. Так что, только опираясь на строение человека, с одной стороны, и

вселенной - с другой, мы можем составить себе понятие о Боге.

В человеке мы видим органическое существо, в котором совершаются машинально

жизненные функции, как во время бодрствования, так и во время сна. Сверх

того, духовное существо, проявляющееся при пробуждении и почти исключительно в

состоянии бодрствования. Органическая часть человеческого существа отвечает

нашим представлениям о природе. Тот же закон предопределения и точности заведует

отправлениями органического человека, как и вселенной, которая состоит из

космических органов, как человек из материальных.

Разумное существо человека соответствует, хотя и в самых примитивных чертах,

идее, которую мы можем составить о Боге. Отношения человека физического к

человеку разумному разъясняют нам отношения природы к Богу, равно как отношения

существа физического к духу в человеке, могут разъяснить отношения человека к

Богу.

Вследствие этого мы можем твердо основаться на принципе, что если наша аналогия

верна, то Бог, хотя проявляющийся в человечестве и природе, хотя и влияющий на

эти два великие космические начала, имеет все же особое и самостоятельное бытие.

Но первоначальная Единица, так понимаемая, не проявляется в ходе естественных

законов, как и сознательный дух человека не вмешивается в отправления сердца и

печени в их нормальном состоянии.

Человек сам и творец, и судья своей участи. Он свободен действовать в

определенном кругу, называемом его судьбой, так же как путешественник в вагоне

или пароходной каюте. Бог не участвует в ошибках людей так же, как машинист

поезда или капитан парохода не отвечают за фантазии пассажиров, продолжая везти

их