вперед.
Следовательно, должно, во избежание последующих недоразумений, установить, что
на первый взгляд Бог есть совокупность всего существующего, как человек есть
целое соединенных в нем органов и способностей.
Но действительный человек - дух, отличается от физического и астрального тела и
от существа психического, которые он соединяет в себе и над которыми он
господствует; таким же образом Единица-Бог отличается от Природы и Человека,
которых он в себе заключает. Говоря более грубым языком, природа - это тело
Бога, а человечество - жизнь Его, но настолько, насколько материальное тело есть
тело человека, а астральное тело и психическое существо суть жизненные начала
человека. Здесь речь идет о человеке органическом, а не о человеке-духе,
который, повторяем еще раз, пользуется этими началами только как средством
проявления ("Прежде всего, Бог существует как могущество в неизреченной Единице
- это первое лицо Троицы или Бог-Отец, Потом он открывается в самом себе и
создает весь воспринимаемый разум мира; Он противополагается себе как мысль и
как всеобщая причина - это второе лицо Троицы, или Бог-Сын. Наконец Он действует
и производит. Его воля изощряется и Его мысль реализуется вне Его - это третье
лицо Троицы, или Дух-Святой. Бог, вечно проходя через эти три состояния,
представляет нам изображение круга, которого центр находится повсюду, а
окружность - нигде". ("Philosoph. mor.", отд. I, кн. II, гл. 2, R. Fludd, XVI
век).
Вместе с тем, однако, дух человека соотносится с каждой даже самой маленькой
частичкой его организма, на которую он не может влиять, но которая в нем может
проявляться через страдание. Бог также, опосредованно или непосредственно,
присутствует в каждой частичке творения и в каждом из нас - как человеческое
сознание присутствует в качестве воспринимающего органа или двигателя в каждой
телесной клеточке.
Итак, природа и человек действуют свободно, окруженные божественным влиянием,
увлекающим вселенную к прогрессу, но не вмешивающимся в законы естественные и
действия людей. Так же и капитан парохода, управляет ходом его и направляет к
цели пути, не вмешиваясь в мелочные действия движущей машины (изображение
природы), или занятия пассажиров. Капитан управляет общей системой; однако
действия капитана оказываются последовательными и воздействуют, если не
непосредственно, то, по меньшей мере, через посредство:
1) На машиниста, при помощи рупора.
2) На пассажиров, установленными правилами 1.
В Каббале Отец - означает