называет их
Саганами
Более подробные объяснения см. Papus "Traite' methodique". (Прим, перев )
В приведенном нами выше сравнении такими агентами служат пальцы артиста, или
вернее тысячи клеточек, составляющих движение и жизнь этих пальцев.
Основываясь на том, что все видимое есть проявление и осуществление невидимой
идеи, оккультизм заключает, что в природе находится целая иерархия психических
существ, подобно тому, как в человеке, начиная от клеточки костной до клеточки
нервной, находится целая иерархия согласованных элементов.
Психические существа, пребывающие в области действия физико-химических сил,
называются Элементалами или стихийными духами. Они аналогичны кровеносным
шарикам и в особенности лейкоцитам человека. Эти стихийные духи действуют в
низших слоях
астрального плана, в непосредственном общении с планом физическим.
Вопрос о стихийных духах, подчиняющихся доброй или злой воле, управляющей ими, и
не ответственных за свои действия, несмотря на полную разумность, возбудил в
последнее время любопытную полемику.
Приведенные нами ниже цитаты из древних авторов доказывают, что об астральных
существах оккультизм знал и рассказывал уже с давних пор 1.
Сверх этого, достаточно припомнить, что в нашем физическом плане имеет то же
самое значение животное очень разумное - собака. Собака разбойника, по наущению
своего хозяина, кидается на честного человека, а собака фермера бросается, по
приказу хозяина, на вора, проникающего в ферму. В обоих случаях собака не знает,
хорош или нет этот человек, она не ответственна за свои действия и исполняет
только волю хозяина, на котором лежит ответственность за все. Таково же значение
стихийного духа в астрале 2.
1 "Я восстановлю, может быть, против себя очень многих, если скажу, что в 4-х
стихиях существуют создания, которые не являются ни чистыми животными, ни
людьми, хотя имеют и облик, и разум, но не имеют разумной души. Парацельс, равно
как и Порфирий, ясно говорят об этом".
"Утверждают, что эти необыкновенные создания принадлежат к природе духовной; не
к духовности, которая исключает всякую материю, но к той, которая допускает - в
качестве субстанциального основания - только материю, бесконечно разреженную и
настолько же неощутимую, как воздух". (Волшебная книга XVI века. Petit Albert,
стр. 99 и 123).
2 "Они обитают близ Земли, а также в ее недрах. Нет такого злого дела, которое
они не осмелились бы довести до конца: так жесток и дерзок их нрав. Вследствие
этого они затевают и расставляют очень