Папюс

Практическая магия

называет их

Саганами

Более подробные объяснения см. Papus "Traite' methodique". (Прим, перев )

В приведенном нами выше сравнении такими агентами служат пальцы артиста, или

вернее тысячи клеточек, составляющих движение и жизнь этих пальцев.

Основываясь на том, что все видимое есть проявление и осуществление невидимой

идеи, оккультизм заключает, что в природе находится целая иерархия психических

существ, подобно тому, как в человеке, начиная от клеточки костной до клеточки

нервной, находится целая иерархия согласованных элементов.

Психические существа, пребывающие в области действия физико-химических сил,

называются Элементалами или стихийными духами. Они аналогичны кровеносным

шарикам и в особенности лейкоцитам человека. Эти стихийные духи действуют в

низших слоях

астрального плана, в непосредственном общении с планом физическим.

Вопрос о стихийных духах, подчиняющихся доброй или злой воле, управляющей ими, и

не ответственных за свои действия, несмотря на полную разумность, возбудил в

последнее время любопытную полемику.

Приведенные нами ниже цитаты из древних авторов доказывают, что об астральных

существах оккультизм знал и рассказывал уже с давних пор 1.

Сверх этого, достаточно припомнить, что в нашем физическом плане имеет то же

самое значение животное очень разумное - собака. Собака разбойника, по наущению

своего хозяина, кидается на честного человека, а собака фермера бросается, по

приказу хозяина, на вора, проникающего в ферму. В обоих случаях собака не знает,

хорош или нет этот человек, она не ответственна за свои действия и исполняет

только волю хозяина, на котором лежит ответственность за все. Таково же значение

стихийного духа в астрале 2.

1 "Я восстановлю, может быть, против себя очень многих, если скажу, что в 4-х

стихиях существуют создания, которые не являются ни чистыми животными, ни

людьми, хотя имеют и облик, и разум, но не имеют разумной души. Парацельс, равно

как и Порфирий, ясно говорят об этом".

"Утверждают, что эти необыкновенные создания принадлежат к природе духовной; не

к духовности, которая исключает всякую материю, но к той, которая допускает - в

качестве субстанциального основания - только материю, бесконечно разреженную и

настолько же неощутимую, как воздух". (Волшебная книга XVI века. Petit Albert,

стр. 99 и 123).

2 "Они обитают близ Земли, а также в ее недрах. Нет такого злого дела, которое

они не осмелились бы довести до конца: так жесток и дерзок их нрав. Вследствие

этого они затевают и расставляют очень