Папюс

Практическая магия

живут в

обществе, но своей особой жизнью. Я сейчас изображу их портреты, но прежде чем

говорить о них, отвечу на замечание невежд, утверждающих, что истинный наставник

не мог бы жить в нашей атмосфере, как физической, так и социальной. Это было бы

верно только относительно учителя эгоизма, развивающего умственные способности,

но не наделенного достаточной силой воли, чтобы отказаться от воображаемого им

счастья и облегчить страдания ближнего. Такие лица .довольствуются тем, что

действуют посредством внушения на умы некоторых людей, понимающих их более или

менее отчетливо. Это утонченность ума, а не самоотверженность. В преддверии

новой жизни Запада появилась личность, являющая собой чудный образец всяких

деяний, не только сверхчеловеческих, но даже Божественных - это Христос. Самые

ужасные страдания, которые вынес этот Бог-Спаситель, были не чисто человеческие

мучения распятия, а полное сошествие в материю, ограничение принципа протяжения,

непрестанное подчинение духовного начала потребностям земной плоти, начиная с

похоти, необходимой для зачатия, и потери соприкосновения с божественным планом,

до разъединения с Отцом. Вот то страдание, которое недоступно ни факиру, ни

другому эволюционирующему лицу, к какому бы разряду оно ни принадлежало. Эта

тайна такая ужасная и светоносная, что те, кто ее не знают, отвергают с гневом и

озлоблением возможность для сверхчеловеческого существа жить в физической среде

и не могут уразуметь такого ограничения Божественного Существа во времени и

пространстве. Теперь понятна причина, по которой я желал устранить это

возражение прежде, чем говорить о людях, взятых мною как образцы наставников, из

которых один представляет величие ума, а другой - совершенное господство духа.

Человек величайшего разума - старец с волосами как лунь, лицо его дышит

добротой, и во всей наружности царит душевное спокойствие. Его средства к

посвящению вели всегда путем скорби и жертв. Он был посвящен в западное предание

самыми высокими центрами, а в восточном предании его наставники были два высших

сановника браманической церкви, из которых один был Брахатмой священных центров

Индии. Как и все ученики истинного восточного посвящения, он обладает всеми

книгами наставлений, каждая старница которых скреплена брамином, ответственным

за передачу Священного Слова. Чтение таких книг требует глубокого знания не

только санскритского и еврейского языков (которые брамины, по крайней мере,

высших