живут в
обществе, но своей особой жизнью. Я сейчас изображу их портреты, но прежде чем
говорить о них, отвечу на замечание невежд, утверждающих, что истинный наставник
не мог бы жить в нашей атмосфере, как физической, так и социальной. Это было бы
верно только относительно учителя эгоизма, развивающего умственные способности,
но не наделенного достаточной силой воли, чтобы отказаться от воображаемого им
счастья и облегчить страдания ближнего. Такие лица .довольствуются тем, что
действуют посредством внушения на умы некоторых людей, понимающих их более или
менее отчетливо. Это утонченность ума, а не самоотверженность. В преддверии
новой жизни Запада появилась личность, являющая собой чудный образец всяких
деяний, не только сверхчеловеческих, но даже Божественных - это Христос. Самые
ужасные страдания, которые вынес этот Бог-Спаситель, были не чисто человеческие
мучения распятия, а полное сошествие в материю, ограничение принципа протяжения,
непрестанное подчинение духовного начала потребностям земной плоти, начиная с
похоти, необходимой для зачатия, и потери соприкосновения с божественным планом,
до разъединения с Отцом. Вот то страдание, которое недоступно ни факиру, ни
другому эволюционирующему лицу, к какому бы разряду оно ни принадлежало. Эта
тайна такая ужасная и светоносная, что те, кто ее не знают, отвергают с гневом и
озлоблением возможность для сверхчеловеческого существа жить в физической среде
и не могут уразуметь такого ограничения Божественного Существа во времени и
пространстве. Теперь понятна причина, по которой я желал устранить это
возражение прежде, чем говорить о людях, взятых мною как образцы наставников, из
которых один представляет величие ума, а другой - совершенное господство духа.
Человек величайшего разума - старец с волосами как лунь, лицо его дышит
добротой, и во всей наружности царит душевное спокойствие. Его средства к
посвящению вели всегда путем скорби и жертв. Он был посвящен в западное предание
самыми высокими центрами, а в восточном предании его наставники были два высших
сановника браманической церкви, из которых один был Брахатмой священных центров
Индии. Как и все ученики истинного восточного посвящения, он обладает всеми
книгами наставлений, каждая старница которых скреплена брамином, ответственным
за передачу Священного Слова. Чтение таких книг требует глубокого знания не
только санскритского и еврейского языков (которые брамины, по крайней мере,
высших