этой мысли. Еще одно
доказательство подтверждало значение этого аргумента. Все клеточки человеческого
существа заменяются новыми, в продолжение известного срока. Следовательно, когда
я припоминаю факт, бывший десять лет тому назад, то нервная клеточка,
зарегистрировавшая этот факт, была уже заменена сто или тысячу раз. Каким
образом воспоминание об этом факте сохранилось в целости, несмотря на массовое
уничтожение клеточек? Что делается здесь с теорией клеточки-производительницы? И
даже те нервные элементы, которым придают такое значение в деле движения, так ли
они необходимы для этого движения? Эмбриология нас учит, что группа зачаточных
клеточек, составляющих впоследствии сердце, - бьется мерно, тогда как нервные
элементы сердца еще не составлены. Такие примеры, случайно взятые из множества
фактов, привели меня к убеждению, что здесь материализм ведет своих
последователей по ложному пути, смешивая простое орудие с настоящим фактором
действия. Доказательством, что нервный центр производит идею, считает
материалист, служит то, что каждое повреждение в центре нервов отражается на
фактах мышления, и что если повреждение произойдет в третьей извилине левой
лобной стороны, то вы лишитесь речи, и лишение это будет особого рода, согласно
группе нервных клеточек, подвергшихся повреждению. Это рассуждение - абсурд, и в
доказательство я приложу эти же рассуждения к какому-нибудь примеру, хотя бы к
телеграфу. Доказательство, что телеграфный аппарат производит депеши, есть то,
что всякое повреждение аппарата отражается на передаче депеши; если же порвать
проволоку телеграфа, то депеша не может идти. Вот точное значение рассуждений
материалистов: они забывают телеграфиста, или не хотят знать об его
существовании. Мозг для духовного начала, которое существует в нас, есть то
самое, что для телеграфиста передаточный аппарат. Сравнение не новое, но
превосходное. Материалист говорит: "Предположим, что телеграфист не существует,
и будем рассуждать так, как если бы его не было". После этого он представляет
догматическое утверждение: "Телеграфный аппарат действует один и производит
телеграмму вследствие целого ряда механических движений, вызванных рефлексами".
Раз это представлено, остальное идет само собой, и материалист, довольный,
делает заключение, что души нет, и что мозг самостоятельно производит мысли, как
телеграфный аппарат депешу. И нельзя касаться такого решения, это учение
положительное, фанатически