также и у индусов".
"Пифагор рассматривал человека в трех главных аспектах, как и вселенную, вот
почему он дал человеку название микрокосма или маленького мира. У древних
народов было распространено сравнение великого человека с вселенной, а
обыкновенного человека - с маленьким миром. Вселенная, рассматриваемая как
великое одушевленное целое, состоящее из разума, души и тела,- была названа Тан
или Фанес. Человек, или микрокосм, рассматривался так же, но в обратном порядке:
тело, душа и разум, а каждая из этих трех частей, в свою очередь, разделялась на
три компонента, так что тернер (тройственность) господствовал как в целом, так и
в мельчайшей его частице. Каждый тернер - начиная с того, который описывал
бесконечность, и кончая тем, который составлял самую слабую особь,- по мнению
Пифагора, вмещался в единицу абсолютную или относительную, составляя, таким
образом, кватер-нер или священную четверку - тетраду пифагорейцев. Этот
кватернер, был и всеобщим, и частным.
"Создателем этого учения, распространенного от Китая до Скандинавии, был,
впрочем, не Пифагор. Очень изящно оно выражено в изречении Зороастра:
..."Тернер сверкает повсюду во вселенной, и монада (единица) его начало"... 1
1 F. d'Olivet "Versdores ", стр. 239
"Итак, по этому учению, человек, рассматриваемый как относительная единица,
заключенная в абсолютную единицу Великого Целого, представляется как всемирный
тернер, в трех аспектах: тела, души и духа, или разума.
У души, как места пребывания страстей, в соответствии с импульсами выделяется
три группы свойств: рассудительные, раздражительные и желательные. Следуя далее
той же классификации Пифагора, недостатком "желательной" способности души
является невоздержанность или скупость; "раздражительной" способности - трусость
и "рассудительной" способности - безумие. Недостаток, захватывающий область всех
трех способностей, есть несправедливость. Чтобы избежать этих пороков, философ
рекомендует своим последователям четыре главные добродетели: умеренность для
способности желательной, мужество для раздражительной, острожность для
рассудительной и для всех трех свойств вместе - справедливость, на которую он
смотрел, как на самую совершенную из добродетелей души. Я говорю души, потому
что тело и разум, развиваясь одинаково, с помощью трех инстинктивных, или
духовных способностей, также как и душа, восприимчивы к пороку и добродетели,
которые им присущи".
Едва покончили мы с аналогией, при помощи которой мы взяли на себя изучение