поддерживает другую, пользуясь материалами взаимно доставляемыми.
Согласно взгляду этого замечательного философа, из прошедшего истекает будущее,
из будущего прошедшее, а из союза обоих происходит настоящее - теперь
существующее, из которого они в свою очередь, берут начало. Идея более глубокая,
чем та, которой придерживались стоики.
Согласно этому учению, свобода господствует над будущностью; необходимость - над
прошедшим, а провидение - над настоящим. Ничто из существующего не происходит
случайно, но следует основному закону, исходящему от провидения, в соединении с
волей человека, который повинуется ему или его нарушает, действуя по
необходимости. Согласие воли с провидением производит добро, а зло происходит от
их несогласия (противоречия).
Человек, по своему назначению на земле, выделяется тремя свойствами,
приноровленными к трем частям его существа и повинующимися его воле".
Первое, принадлежащее телу, - инстинкт; второе, присущее душе, - истина; третье,
свойственное разуму, - мудрость. Эти три свойства, наполняются особым смыслом
при воздействии воли, так как при злоупотреблении вырождаются в зверство, пороки
и невежество.
Инстинкт ощущает добро и зло физическое, происходящее от чувствования;
добродетель сознает нравственные достоинства и недостатки, существующие в
представлениях, а сознание судит о добре и зле умственных, происходящих от
согласия.
Как ощущение добро и зло называются удовольствием или страданием; как чувство -
любовью или ненавистью, а как согласие или несогласие с волей провидения -
истиной или заблуждением.
Эти чувства тела, души и духа, составляют тернер, который, развиваясь, при
помощи относительного единения, образует человеческий кватернер или человека.6
рассматриваемого отвлеченно.
Свойства, составляющие тернер, содействуют и противодействуют одно другому,
разъясняются или затемняются взаимно, а единица собирательная, т.е. человек,
совершенствуется или деградирует по мере того, склонны ли они соединиться с
мировой Единицей или отдалиться от нее.
Способ соединения или отделения, приближения или удаления, зависит вполне от
воли, которая, управляя свойствами тела, души и разума, совершенствуется или
коснеет, делает человека добродетельным или порочным, ученым или невеждой,
способным действовать с большей или меньшей энергией, обсуждать предметы с
большей или меньшей правильностью, оценивая в них полезное, прекрасное и
справедливое, в ощу- щениях, понятиях и согласии;