как продолжение себя в будущем,
т.е. залог личного бессмертия.
Манипура, или чакра (низшей) воли имеет пафос прямого энергетического
управления как собой, так и внешним миром. Человек манипуры это волевой
человек в обычном значении этого выражения, т.е. человек, чьей прямо
выраженной воле трудно противиться. Другое ключевое для энергетики манипуры
слово это (прямое) давление, т.е. опять-таки сила, ощутимая почти физически.
Манипура это чакра спортсменов ("спортивная злость"), чиновников и жестких
религиозных проповедников, вколачивающих веру в человеческие души с помощью
нагайки. Праздник манипуры это упоение своей властью учителя, строгой
дисциплиной подчинившего себе класс, военный парад с вымуштрованным личным
составом войск, или аналогичная сцена в пределах семьи, или любой
начальственный акт в рамках послушной бюрократической системы. Вообще
насколько свадхистхана тепла и по первому ощущению "душевна", настолько
манипура жестка и холодна - и тем не менее ее искушение, т.е. искушение
прямой власти над миром, тоньше и опаснее искушения роскошной праздности и
ленивой сексуальности свадхистханы.
Анахата, или сердечная чакра, имеет пафос возвышенной или Божественной
любви, не имеющей ничего общего с теплотой и задушевностью ("сладостью")
свадхистханы. Излучение анахаты это, скорее, особый свет, озаряющий мир и
совершенно его преображающий. Поток анахаты дает невыразимое ощущение
Божественного присутствия, которое может быть переживаемо человеком как
возвышенная любовь мира (или его части) к человеку, но это не обязательно:
свет в потоках анахаты может предстать как особое видение тонкой гармонии
мира, или как невыразимое сокровенное знание, или как чувство скрытой
осмысленности своего жизненного пути, и еще многими другими способами. (Цвета
чакр традиционно идут по радуге: муладхара - красная, свадхистхана -
оранжевая, манипура - желтая, анахата - зеленая, вишудха - голубая,
сахасрара - фиолетовая). Зеленые потоки анахаты холодны, они создают ощущение
отчужденности человека от мира, но и огромной потенциальной власти над ним,
так как анахата выше манипуры. Они несут человеку радость освобождения от
плотных оков проявленного мира и ясно, хотя и интуитивно ощущаемую связь с
тонким. Вместе с тем, в анахате тонкий мир еще не проявлен ни в каких формах.
Он как бы говорит: "Я - первоисточник, причина и тайное содержание видимого
мира, но Я - это не он". Поэтому любовь людей анахаты всегда несколько
отдаленно-отчуждена,