Здесь ситуация скорее обратная: аджна объясняет то, что
было понятным на вишудхе, так как она дает видение пространства как бы с
вершины высокой горы, в то время как вишудха это любой из гребней, к этой
вершине ведущих.
Разницу между вишудховским и аджновским видением можно пояснить на
примере физического плана, который физически пышно именуют
"пространственно-временным континуумом" (название явно тяготеет к
атманическому телу: так и просится в объекты поклонения).
Пространственную форму определяет характерный ритм, т.е. вибрация.
Различные вибрации, связанные с временем, дают нам (в зависимости от частоты)
цвета и звуки; таким образом, каждый отдельный цвет и звук определенной
частоты задают свою структуру пространства, т.е. набор его форм. Вибрации,
связанные с физическим трехмерным пространством, выражаются в повторяющихся
геометрических формах; типичный пример это орнамент.
Таким образом, совершенствуясь в игре на барабане, одноцветном
орнаменте, вообще в графике и медитациях на одном цвете, человек осваивает
формы, относящиеся к одной пространственно-временной структуре, т.е.
прорабатывает вишудху (сюда же относятся техника игры на музыкальных
инструментах, в той ее части, которая касается движений физического тела:
беглость пальцев, чувство ритма и т.д.). Но как только художник кладет на
палитру несколько красок или в голове у композитора начинает звучать
мелодия - точка сборки неизменно переходит на аджну; первое впечатление
новичка - голова идет кругом; те же чувства испытывает начинающий драматург,
компонуя реплики (и действия) своих разношерстных персонажей.
Эфирная аджна это, например, искусство приготовления сложных салатов и
составления меню в целом - уровень шеф-повара экстра-класса.
Астральная аджна - на этом уровне находятся великие писатели и поэты,
умеющие выразить сложную мятущуюся "душу", т.е. астральное тело своих пылких
героев и особенно героинь, а также актеры, способные изобразить то же на
сцене, не превращая сложный набор эмоций героя в винегрет в худшем смысле
слова.
Ментальная аджна - это уровень ментальных моделей, синтезирующих плохо
соединимые свойства пространства. Это, например, хороший физик-теоретик,
который опирается на вишудховские математические модели как на костыли, берет
их невообразимое и совершенно некорректное с точки зрения математики
сочетание и пытается прыгнуть на аджновские высоты "физического смысла",
который в конечном счете оправдает все его