момент встают перед следующим вопросом: является ли зло лишь
отсутствием добра, подобно тому, как тень есть отсутствие света, или
(вариант) его низшей ступенью, подобно тому, как невежество и полузнание суть
низшие ступени знания, - или же зло является самостоятельной силой, с которой
следует бороться как с таковой, поскольку она имеет недвусмысленно
противоположные добру цели. Вторая (манихейская) точка зрения имеет немалые
основания, хотя первая во многих отношениях более привлекательна и безусловно
дает меньше возможностей для злоупотреблений - но последнее обстоятельство не
может служить критерием истины.
Собственно говоря, гносеологически или тем более операционально, разницы
нет, так как конкретное зло в жизни человека всегда может расцениваться им
как черное учительство, т.е. как посланное Богом препятствие, преодолев
которое, он подвинется по пути своего развития, и тогда поставленный выше
вопрос о природе зла оказывается несущественным. Однако онтологическая
постановка вопроса (т.е. как выглядит ситуация глазами Бога, "на самом деле")
тоже имеет право на существование, и здесь автор может предложить читателю
следующую метафору.
Эволюция любого мира подобна сплаву по порожистой реке, причем рельеф
местности определяется кармической задачей мира. Участки плавного течения
субъективно переживаются как последовательная эволюция, постепенное очищение,
набор духовной высоты, знаний и т.д.; пороги с черными валами, водоворотами,
хлопьями пены и отбойной волной у скал - участки появления кармических узлов,
тяжелой чистки и прогрессорского, т.е. насильственного и неподготовленного
роста - все это переживается как дисгармония и зло. Таким образом, в целом,
если смотреть с большой высоты, откуда порогов не видно, все в порядке, в
конечном счете эволюция идет, и притом в нужном направлении. Однако с позиции
внутреннего наблюдателя, пытающегося сохранить равновесие на утлой лодочке,
зло как определенный вихрь или водоворот имеет как бы самостоятельное
существование: оно устойчиво и втягивает в свою орбиту все, находящееся в
некоторой своей окрестности. При этом прямая борьба с вихрем бесполезна: если
навстречу ему пустить другой вихрь (ответить злом на зло), то, встретившись,
они создадут еще большую турбулентность. Единственное, что оказывается
эффективным, это найти самый центр (уязвимую точку) и ткнуть туда маленькой
булавочкой, разомкнув центральное звено. После этого вихрь сам по себе
распадается на несколько