странах. Гадание стало делом
рискованным, им занимались втайне, многое было забыто.
Лишь XI век, век раскола церкви на западную и восточную,
крестовых походов, распространения магии и Каббалы, стал и веком
возрождения интереса к гаданию. Византийцы вернулись к старым, еще
античным способам гадания, модифицировали их и изобрели свои. Так
сложилась астрагаломантия - искусство предсказания будущего по
игральным костям. На их гранях писали буквы, которые при бросании
складывадись в слова. Играть в кости тоже продолжали - даже
активнее, чем прежде. Крестоносцы и привезли кости в Западную
Европу как новую азартную игру.
Отсюда до приобретения игральными костями их современной формы
оставалось уже недолго. В 1453 году пал Константинополь, в Европе
наступила эпоха Возрождения. Церковные и королевские запреты
на азартные игры утратили силу, и европейцы принялись играть. Именно
тогда, кстати, и карты Таро (тоже не без влияния Византии) начали
превращаться в обычные игральные карты.
В XV веке в кости с нанесенными на их грани шестью цифрами
(точками) начала играть итальянская, а за ней французская и немецкая
знать. В XVI веке игра в кости стала уже достоянием простонародья. В
XVII веке на основе этой простой на вид игры зародились основы теории
вероятностей (Блез Паскаль). Гадание на костях снова отступило на
второй план.
Однако наибольшее распространение игра все же получила на
Востоке, в пределах тогдашней Османской империи. В городах Востока в
кости играли на базарах, в банях, в харчевнях и просто на улицах.
Своеобразный ренессанс этой традиции мы можем наблюдать и у нас в
последнее время.
Сейчас на свете существует около четырех десятков различных игр,
где используются только кости или кости плюс еще какие-либо предметы
(доска, шашки, карты) - это не считая настольных игр с фишками,
карточками и своими правилами, перечислить которые просто невозможно.
Бросают одну, две, три, четыре и больше костей, подсчитывая очки на
всех вместе или на каждой по отдельности.
Для каких-либо иных целей, кроме игры, кости теперь используются
редко. Лишь сравнительно недавно, уже после II мировой войны,
математики стали изучать на них парадоксы теории вероятностей
("нетранзитивные кости" Б. Эфрона с необычными цифрами, например: 0,
1, 7, 8, 8, 8); возникла даже такая дисциплина, алеаторика, изучающая
принципы случайного распределения величин. Любители же
разного рода развлечений снова стали применять кости для гадания.
Но это не было