Последняя может воздействовать на него по достижении им ментального плана.
Если эта сила невелика, то при ее быстром истощении последующая небесная жизнь будет кратковременна. Если, наоборот, она будет обильна, то тем медленнее она истощится, и небесная жизнь продлится долее.
По мере того как человек развивает свою духовную природу, он долее пребывает в небесном мире, при этом его успехи не уменьшаются, а он не лишается возможности быть полезным своим ближним. Райское блаженство необходимо для всех, не достигших значительной ступени эволюции; только оно допускает превращение стремлений в способности и опыта – в мудрость. Человек, таким образом, делает больше успехов, чем если бы он имел возможность каким-либо чудом продлить свою физическую жизнь до нового воплощения. Иначе закон природы противоречил бы сам себе, так как этим он более приближался бы к великому концу, и его усилия по уничтожению своих собственных намерений были бы определенны и страшны. Было бы глупо допускать подобные противоречия в этом законе, который, как мы знаем, является плодом величайшей мудрости.
Возможность отречения от небесной жизни существует далеко не для всех. Великий закон не позволяет никому слепо отрекаться от неизвестных ему благ и уклоняться от нормального хода эволюции раньше, чем он извлечет из этого известные преимущества.
Вообще, никто не имеет права отказаться от небесного блаженства, не испытав его, поскольку в своей земной жизни, обычный человек недостаточно развит, чтобы быть в состоянии возвысить свое сознание до ментального плана и унести на Землю ясное и полное воспоминание о счастье, о котором на Земле ничто не дает представления.
Минута размышления докажет верность и справедливость этого положения. Совершенствование души является в данном случае существенным вопросом; достаточно, если она поймет пользу отречения от небесного блаженства и заставит свое низшее “я” подчиниться ее определению. Но не в этом заключается решение вопроса, так как, если “я” (Эгo) имеет право насладиться райским блаженством на уровне Рупы, то только в силу проявляемой им индивидуальности, и только в своих личных и обыденных рамках жизнь этой индивидуальности переходит в низший небесный мир. Прежде чем отказаться от всего этого, требуется, чтобы индивидуальность сознала преимущества, которыми она жертвует: высший и низший подпланы должны гармонировать. Если это так, то нужно обладать на ментальном плане некоторой долей сознания, приобретенного еще