в земной жизни и равного тому, которым будешь обладать после смерти. Не надо забывать также, что эволюция сознания совершается в некотором отношении снизу вверх. Большая часть людей, будучи сравнительно мало развиты, являются вполне сознательными только в физическом теле. Астральное тело вообще бесформенно и плохо устроено; если оно является связующим звеном между “я” и физическим телом, то оно не представляет орудия, которым человек может управлять. Нет ничего общего между его настоящим состоянием и властью, которую человек может продлить в астральном плане.
У цивилизованных народов астральное тело более развито; часто сознание, им облеченное, в достаточной мере потенциально, однако в большинстве случаев человек перестает познавать себя и сознает свои мысли менее ясно, чем окружающий мир. Некоторые из членов нашего общества, изучающих оккультизм, сделали еще шаг вперед, пробудившись окончательно в этом плане; они вполне владели своими астральными способностями и извлекали из них многочисленные и значительные преимущества. Тем не менее, не является необходимым, чтобы эти лица с первого шага и даже ранее могли бы приносить в физический мир воспоминание о своей деятельности и опытности в астральном плане. В общем, этого можно было бы достигнуть не сразу и с перерывами, но бывают случаи, когда по разным причинам ничто из области воспоминаний не способно достигнуть физического мозга.
Некоторая доля сознания на ментальном плане, разумеется, являлась бы признаком высшего развития. Если речь идет о человеке вполне и правильно развитом, нельзя ожидать пробуждения вторичного сознания ранее, чем установятся отношения между астральным и физическим началами. Но в этом неуравновешенном и искусственном состоянии человеческое развитие не всегда правильно и нормально, поэтому может случиться, что значительная доля сознания будет достигнута в ментальном плане и разовьется в астральной жизни таким образом, что понимание всего этого высшего существования никогда не достигнет физического мозга.
Подобные случаи редки, но несомненно существуют и заставляют предполагать, что наши правила допускают исключения. Такого рода индивидуальность, будучи достаточно развитой, может вкушать райское блаженство и иметь затем право от него отречься, не будучи, однако, в состоянии перенести воспоминание об этом отречении далее своего астрального существования. Но так как, по нашей теории, индивидуальность будет обладать в этом мире полным сознанием,