Блаженство небесного мира.
Полнота счастья – такова первая и главная идея, которая должна служить основанием для всех наших представлений о небесной жизни. Мы говорим здесь не только о мире, в котором сама природа не оставляет места злу и печали; не только все обитатели его счастливы, но действительность идет гораздо далее. Это мир, где всякое существо, благодаря уже самому факту, что оно в нем находится, должно испытывать высочайшее духовное блаженство, какое оно только способно воспринять, – одним словом, мир, отвечающий человеческим стремлениям настолько, насколько человек способен их испытывать.
Именно здесь мы в первый раз начинаем понимать до известных пределов то, что должно являться истинной природой Великого Источника Жизни. Здесь в первый раз мы видим издали то, что должно быть Логосом, и то, чем мы, по Его призыву, должны стать. И когда в своей совокупности сверкает перед нашими изумленными взорами чудесная действительность, то мы испытываем непреодолимое ощущение, что благодаря этому познанию истины уже никогда в будущем существование не явится нам в том же виде, как некогда прежде. Как после этого не изумиться абсолютно несовершенному счастью, которым довольствуется человек нашего мира. Больше того, мы вынуждены здесь признать, что его прежние представления относительно этого предмета не что иное, как нелепые бредни, противоречащие даже здравому смыслу, и они никогда не осуществятся, а чаще всего даже случается, что человек положительно оборачивается спиной к цели, которой он желал бы достигнуть.
Именно в небесном мире находятся истина и красота. Они оставляют далеко ниже себя все мечты и грезы поэтов, и в сверкании их несказанной славы всякая другая радость кажется тусклой, бледной, нереальной и неспособной нас удовлетворить.
Несколько дальше мы постараемся осветить известные подробности, теперь же нам достаточно указать на то обстоятельство, что это чудесное ощущение – не только блаженное отсутствие всякого зла и всякой дисгармонии, но еще и ощущение, постоянное и непреодолимое, всеобъемлющей радости, и оно-то является господствующим впечатлением, которое испытывает человек, вступая в небесный мир. И это впечатление не покидает его на протяжении всего времени, пока он там находится. Каковы бы ни были его старания и какие бы высоты духовной экзальтации перед ним ни открывались, по мере того как он учился бы лучше познавать средства нового мира, все равно блаженство, удивительное, неописуемое, невыразимое, излучаемое