Или вы останетесь здесь?
- Разумеется, я полечу с вами, - ответил я.
Юдин дунул в свисток, резкая трель которого перекрыла шум парового
двигателя, и дирижабль пошел вдоль гор на юг. Выгоревшая степь
проплывала внизу. Редко встречавшиеся пастухи с ужасом глядели на
летевшее по небу чудовище. Многие с громкими криками устремлялись прочь.
- Почему в качестве топлива в дирижаблях не используется нефть? -
спросил я, наблюдая за потным кочегаром, швырявшим в раскаленную топку
уголь. - Мне кажется, ее добывают достаточно.
- А почему не используется солома? - вопросом на вопрос ответил
генерал. - Ее у нас тоже очень много.
- Соломы не хватит надолго. Она быстро прогорает.
- А нефть, напротив, горит очень медленно. Весит она много,
тепловыделение - крайне низкое. Литр нефти будет гореть весь день. Чтобы
создать нужную температуру под котлом, необходима очень большая рабочая
поверхность горения. К этой поверхности необходимо подвести воздух,
чтобы нефть не горела только по краям. Это - дополнительные
приспособления, дополнительный вес. Большой паромет на рейде в Сочи
работает на нефти. Это самая мощная паровая пневматическая пушка,
построенная нашими инженерами. Прицельно бьет на два километра. У
нефтяного паромета есть свои положительные стороны - чтобы раскочегарить
его, уходит меньше времени, да и кочегар не нужен - необходимо просто
повернуть кран подачи нефти из большого резервуара. Но рабочая
поверхность котла - около ста квадратных метров. Установка явно не для
полевых действий...
Слушая, как увлеченно рассказывает генерал о паровых машинах и видах
топлива, я понял, что он занимался не только тактикой и стратегией
боевых действий. Наверняка закончил технический факультет академии...
Между тем нас догонял второй дирижабль, "Ястреб", последовавший за
воздушным кораблем командующего. Летательные аппараты постоянно
обменивались сигналами с помощью флагов, но я не умел их читать.
- Поднимаемся выше, - приказал Юдин капитану "Сокола".
В топку кинули несколько лишних лопат угля, в подъемном шаре
поставили дополнительные распорки, и воздушный корабль начал набирать
высоту.
- Вижу вражеский отряд! - сообщил капитан дирижабля, когда мы
поднялись метров на пятьсот.
- Курс на врага. Постепенно снижаемся, - приказал генерал.
Дирижабли, словно два грозовых облака, начали плавно опускаться на
отряд из тридцати человек. Луштамговцы шли пешком, ведя