искусству. Тогда были прекрасно описаны все операции по сублимации (возгонке), кальцинации (прокаливанию), растворению и т.д., производимые по ходу трех Деяний.)
Наилучшей концовкой для этого практического руководства по осуществлению философского деяния представляются мне слова, которыми завершается трактат Василия Валентина «Раскрытие тайн тинктуры семи металлов» («Revelation des mysteres des teintures des sept metaux»): «Видел я это собственными глазами, прикасался к этому собственными руками, осмыслил это силой своего разума, а посему ничто не может помешать мне в это верить и использовать на протяжении жизни сей, пока не явится смерть, которая всему кладет предел.
...Помимо любви к Господу, подвигнула меня на это привязанность к ближнему моему1, коему хотелось мне доказать, что желаю я ему таких же благ, как самому себе. Равно как недругам и злобным преследователям сед божественной науки доказал я, что могу осыпать главу их горящими угольями.
В-третьих же, пусть противники и хулители узнают о человеке, который изведал больше всех других заблуждений и открыл больше всех других тайн природы, дабы поняли они, кто достоин осуждения, а кто хвалы; м еще: да не будет сей великий секрет погребен во мраке или затоплен могучим потоком времени, но воссияет лучами истинного света, избегнув крушения и оказавшись вне досягаемости тупой толпы. Что до публикации сей правдивой и неложной исповеди моей, то много было знающих и безупречных людей, которые могли бы подтвердить истинность всего мною написанного».
1 Автор излагает причины, побудившие его написать трактат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: КОРОЛЕВСКОЕ ИСКУССТВО
Полагаю, на предыдущих страницах мне удалось убедительно доказать реальность алхимии, так что согласиться с этим должен и самый недоверчивый человек. Однако я знаю, что псевдонаучное мышление, унаследованное от XIX века, никогда не согласится признать неприятную для себя истину. Это присуще многим ученым, не желающим отказаться от привычного образа мыслей, и еще в 1758 году таким людям дал великолепное определение Дом Жозеф Пернети в предисловии к своему «Мифо-герметическому словарю»: «Напрасно герметических философов почитают безумцами; поистине смехотворным выглядит другое: когда дерзко называют объект научного исследования химерой те, кто не сумел проникнуть в науку сию или же ничего о ней не ведает. Так слепой мог бы судить о цветах. Могут ли разумные люди относиться серьезно к подобным критическим замечаниям, если за холодными сарказмом хулителей