Истинных – это визиты
к Истинным Людям, живущим в пещерах на знамени-
тых горах, беседы с ними о Дао ради шлифовки своего
искусства, исправления своих недостатков и увеличе-
ния достоинств. А поиск – это поиск закономерностей в
разных обстоятельствах жизни с целью самосохране-
ния. Даосы не отправляются в странствия с облаками,
пока не приобретут определенного мастерства. Отсю-
да видно, что странствие с облаками занимает в жиз-
ни даосских самосовершенствующихся очень важное
место.
Даосы очень тонко наблюдают природу, и эти на-
блюдения, опять-таки, пронизаны одной философской
идеей, а именно теорией единства Неба и человека.
Хотя метаморфозы Неба и земли тесно связаны с из-
менениями в человеческом теле, лишь человек высо-
кого мастерства может почувствовать в собственном
теле тончайшие изменения, произошедшие во внеш-
нем мире.
Три старца и юноша начинали сейчас странствие с
облаками по четырем морям из-за безвыходности по-
ложения, но Небо и земля уже естественно подошли
к этому, оставалось только следовать им. Хотя по ма-
стерству Ван Липин и не мог сравниться со стариками,
но так как он был молод, да еще и стал «живым тру-
пом», перенесение трудностей тоже было полезно для
его мастерства.
Только засвидетельствованная в текстах, китайская
культура и то уже насчитывает несколько тысячеле-
тий истории, и пронизывающая ее главная линия вид-
на совершенно отчетливо – это даосская культура. Но
за длительный период феодализма даосская культура
многократно подвергалась гонениям. В чем же причина
этого? Причина в том, что даосы слишком много знали
о небе, земле и человеке, над ними было трудно гос-
подствовать.
После того как династия Цинь объединила Китай,
она прежде всего принялась за унификацию китайской
культуры. «Все нециньские записи хронистов сжечь»
– и всю классическую литературу Ста школ сожгли, а
«Если кто обманом хочет сохранить ее, тех казнить».
«Не подвергаются уничтожению книги по медицине, га-
данию, земледелию. Если кто хочет учиться грамоте,
учителями должны быть чиновники». Чиновники в ка-
честве учителей были великим изобретением, от ис-
пользования которого не отступали все последующие
правители.
В развитии китайской культуры привлекает внима-
ние одно удивительное явление. Известно, что каждая
вещь в своем пространственном существовании обя-
зательно имеет меридианы и параллели. В теле чело-
века тоже есть меридианы и параллели, об этом выше
уже рассказывалось.