И в литературе тоже есть мери-
дианы и параллели – канонические книги и апокрифы,
гадательная литература. А сейчас каноны существуют,
а вот апокрифов, гадательных книг, нет. В чем тут де-
ло? Дело в том, что после сожжения книг Циньским им-
ператором династия Хань «почитала только конфуци-
анские книги», естественно, что конфуцианские кано-
ны сохранились, а «апокрифические книги», основой
которых были даосские идеи, ходили только в народ-
ной среде. Кроме того, в этих гадательных книгах об-
суждались жизненно важные для Неба, земли и чело-
века вещи, поэтому они и стали объектом гонений со
стороны правителей.
И позже в истории такие вещи возникали непрерыв-
но, потому что было бы слишком опасно, если бы про-
стые люди овладели книгами по астрономии и геогра-
фии, по предсказаниям судьбы по Инь-Ян, по военно-
му искусству. Разве в том было дело, что книги эти
способствовали суевериям? Феодальные императоры
знали, что делали, и мотив запретов на книги у них был
другой.
Взять, например, «Планы, выведенные из прикосно-
вения к спине». Эта книга фактически была особой го-
сударственной тайной. Не только простым людям она
была недоступна, но и самым высоким сановникам не-
легко было ее увидеть. Неизвестно как, но позже она
все-таки просочилась в общество, несмотря на ясный
запрет, ее прятали в народе. Чжао Пу, сановник сунско-
го императора Тайцзу доложил императору об этом.
Тайцзу сказал: «Не стоит запрещать, просто надо пе-
репутать порядок». И так в обществе появились спис-
ки, в которых порядок был перепутан. Чем больше их
рассматривали, тем больше не понимали. И хотя важ-
ность «Планов, выведенных из прикосновения к спи-
не» была известна, способных понять ее оказалось
слишком мало.
Еще один пример. При династии Мин работал в
области астрономии и воинского искусства Лю Цзи, он
в совершенстве владел искусством предсказания и по-
мог Чжу Юаньчжану* захватить Поднебесную, соста-
вил план расширения столицы, заслуги его были очень
велики. На восьмом году эры Хун У (1376 г.) во вре-
мя его тяжелой болезни его сыну было приказано пе-
редать все его книги по астрономии в императорскую
библиотеку. По приказу высших властей народу запре-
щалось хранить подобную литературу, и никто не мог
изучать астрономию как частное лицо. И этого уже до-
статочно, чтобы понять, что даосские книги не были
простым суеверием.
Самое же драгоценное в этом виде даосской куль-
туры очень мало сохранилось в мире из-за того, что
на протяжении