мастерство ходьбы и внешнее, но для
него нужно сначала иметь совершенную основу вну-
треннего мастерства, чтобы поднимать тело мыслью,
делать его легким, как перышко, тогда и ходить будешь
с быстротой молнии. К этому надо прибавить мастер-
ство равновесия, которое ты изучал раньше, приемы
обмена ци с природой, да каждые 25, 50, 100 киломе-
тров присаживаться разок на землю, чтобы дать отдых
ногам, позаниматься циркуляцией ци и пестованием
шэнь, вот тогда сможешь всегда ходить без устали.
Затем Человек Дао Чистого Покоя преподал ему
конкретные приемы, и, день за днем тренируясь на до-
рогах странствия с облаками, Ван Липин постепенно
освоил мастерство ходьбы.
Учитель обучил его также приемам определения
сторон света. С мастерством Малой колесницы сторо-
ны света определяют по луне, звездам, ориентируют-
ся по горам, воде, камням, деревьям, домам и другим
естественным вехам. С мастерством Средней колес-
ницы можно правильно определить стороны света тем-
ной ночью, прием состоит в том, чтобы во время отды-
ха, сидя со скрещенными ногами, найти положение лу-
ны на Малой орбите внутри тела, а потом ориентиро-
ваться на местности, открыв «Небесный Глаз». С ма-
стерством Великой колесницы все это становится не-
нужным, здесь надо следовать только интуиции, а ин-
туиция это есть собственное Изначальное шэнь. Это
опять три уровня «Неба-земли-человека», они есть во
всех вещах, чем выше поднимаешься, тем приемы ма-
стерства становятся глубже, а принципы работы про-
ще, безыскуснее, поэтому и говорится: овладевший
Дао безыскусен.
В странствия в этот раз пустились, чтобы избежать
беды, просто ради покоя и безопасности, и по дороге
три старца все так же искали возможности передать
Липину приемы мастерства. Иногда останавливались
в каком-нибудь тихом месте и старики рассказывали
ему наизусть книги, шаг за шагом ведя его все глубже,
и сейчас Ван Липин уже многое понимал и легко схва-
тывал смысл.
Однажды они сели отдохнуть. «Драгоценная крас-
ная книжечка»* выскользнула из кармана Ван Липи-
на и он ее не поднял. Учитель сказал: «Подними и
спрячь хорошенько, сейчас это наш оберег, наш про-
пуск». Ван Липин не понял. Учитель продолжил объяс-
нение: «Все люди этого „Нижнего из Трех миров“ долж-
ны иметь „оберег“, потому что они не могут управлять
своей судьбой, они сами себе не хозяева. Мы сейчас
пока что ходим по „Нижнему из Трех миров“ и тоже
должны для самозащиты иметь такую вещь. В буду-
щем, достигнув „Среднего из