можно делать, только если это на пользу народу,
но ни в коем случае не просто так.
Старейшина рода, увидев, что тучи чудесным обра-
зом разошлись и небо поразительно ясно, убедился в
том, что четверо почтенных мастеров не обыкновен-
ные люди, и тотчас повел сельчан к складу, чтобы при-
нести им благодарность, но тех четверых уже и след
простыл.
Оказывается, Человек Беспредельного Дао давно
уже взвалил на спину свои вещи и немного подаренно-
го сельчанами зерна и ожидал на горной тропинке, ко-
гда остальные спустятся с горы, и все вместе они сно-
ва отправились в дальний путь, куда глаза глядят.
Ван Липин все хорошо понял. Три старика много раз
говорили, что для совершенствующегося в Дао пер-
вое дело – расширение и связывание засчитываемых
заслуг, которые зависят не от уровня мастерства, а
от количества добрых дел. В спасении всего живо-
го надо осуществлять соответствие Дао вместо Неба,
здесь совершенствование сердечной природы важнее
совершенствования тела. Делать добрые дела и не
стремиться получить за них вознаграждение – это слу-
жит накоплению Дэ, а будет высоко Дэ, будут высоки
и заслуги. После прекращения дождя сельчане есте-
ственно могли придти, чтобы вознаградить и поблаго-
дарить их, так лучше было заранее стушеваться, что-
бы не отвлекать всех от дел и не мешать полевым ра-
ботам.
Глава девятая
Пять искусств открытия мудрости
В годы странствий с облаками все старания стар-
цев были направлены на то, чтобы передать Ван Ли-
пину Дао, научить его мастерству. На пути изучения
Дао у Ван Липина начинался седьмой этап – «откры-
тие мудрости». Главным его содержанием было изуче-
ние «Пяти Искусств». Что такое Пять Искусств? Это
пять видов магии, пять видов знахарства, существу-
ющих в традиционной китайской культуре – врачева-
ние, гадание – бу по стеблям тысячелистника, физио-
гномика-сян, гадание – мин о судьбе, гадание –шань
по местности. Источник Пяти Искусств лежит в обоб-
щении опыта и мудрости древних, которые в поисках
способов выживания то боролись с природой, то при-
ходили с ней ко взаимному соответствию и взаимному
равновесию. Позже, и в большой степени усилиями да-
осов, совершенствовавшихся в выплавлении в горах,
этот опыт был развит, и для словесного выражения
его стала использоваться система знаков, отличная от
языка обычных современных людей. Каждый вид Ис-
кусств буквально пропитан потом и кровью сердца, это
кристаллизация человеческого опыта и мудрости на
всем протяжении