«Знак
космоса». Не всякий знак можно использовать, кроме
того, после его начертания нужно заставить его цирку-
лировать, для чего нужно знать приемы, а выполнение
приемов требует очень высокого внутреннего мастер-
ства. Например, чтобы заставить циркулировать «Знак
квинтэссенции Солнца и Луны», требуется умение со-
бирать ци, затем нужно уметь перенести это ци на знак.
Что же касается более высоких категорий знаков, на-
пример, «Знака Неба-земли-человека», то они выхо-
дят из границ сферы Среднего из Трех Миров. Чтобы
оперировать с ними, нужно обладать силами более вы-
сокого уровня. которым они только и подвластны. Та-
кие силы обычным людям неизвестны, да они в их су-
ществование и не верят, а если верят, то считают со-
вершенно мистическими, недоступными для понима-
ния. Ну, а как же на самом-то деле? Такие «силы» су-
ществуют. Читатель уже видел это в случае «прекра-
щения дождя», а теперь снова сталкивается с ними в
связи с «лечением болезни».
Китайская медицина ведет свое начало от «шаман-
ского врачевания», в древности врачевание и шаман-
ство составляли одно целое, а потом постепенно об-
особились. Некоторые считают это историческим про-
грессом, а другие видят в таком прогрессе регресс. Ка-
кая же из этих двух точек зрения верна, а какая ложна?
По-видимому, сразу этого не решить. Но одно можно
сказать определенно: китайская медицина в отрыве от
китайской культуры, в отрыве от такой теоретической
базы, как учение об Инь-Ян и Пяти Элементах, в отры-
ве от такой практической базы, как внутреннее мастер-
ство, теряет источник своей жизненности.
Опыт для развития китайской медицины совершен-
но необходим, в западной медицине тоже есть много
такого, что китайская медицина для своего развития
могла бы с пользой заимствовать, но ни то, ни другое
не может стать базой ее развития. Сделать их базой
значит перевернуть дерево корнями вверх.
Китайская медицина также делится на три уровня
«Небо-земля-человек». Имеет такие уровни и опыт.
Опыт, который обычно имеется в виду, неотделим от
«Нижнего из Трех Миров», ограничивать китайскую ме-
дицину его рамками значит ограничивать ее развитие.
В даосской медицине такого ограничения нет, она рас-
ширяет опыт, распространяет его на Средний и Выс-
ший из Трех Миров, у нее есть для этого много прие-
мов, много «сил», которые могут стимулировать дви-
жение вперед. Предпосылкой использования этих при-
емов и «сил» является совершенствование в выпла-
влении самого врача.