Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

«Знак

космоса». Не всякий знак можно использовать, кроме

того, после его начертания нужно заставить его цирку-

лировать, для чего нужно знать приемы, а выполнение

приемов требует очень высокого внутреннего мастер-

ства. Например, чтобы заставить циркулировать «Знак

квинтэссенции Солнца и Луны», требуется умение со-

бирать ци, затем нужно уметь перенести это ци на знак.

Что же касается более высоких категорий знаков, на-

пример, «Знака Неба-земли-человека», то они выхо-

дят из границ сферы Среднего из Трех Миров. Чтобы

оперировать с ними, нужно обладать силами более вы-

сокого уровня. которым они только и подвластны. Та-

кие силы обычным людям неизвестны, да они в их су-

ществование и не верят, а если верят, то считают со-

вершенно мистическими, недоступными для понима-

ния. Ну, а как же на самом-то деле? Такие «силы» су-

ществуют. Читатель уже видел это в случае «прекра-

щения дождя», а теперь снова сталкивается с ними в

связи с «лечением болезни».

Китайская медицина ведет свое начало от «шаман-

ского врачевания», в древности врачевание и шаман-

ство составляли одно целое, а потом постепенно об-

особились. Некоторые считают это историческим про-

грессом, а другие видят в таком прогрессе регресс. Ка-

кая же из этих двух точек зрения верна, а какая ложна?

По-видимому, сразу этого не решить. Но одно можно

сказать определенно: китайская медицина в отрыве от

китайской культуры, в отрыве от такой теоретической

базы, как учение об Инь-Ян и Пяти Элементах, в отры-

ве от такой практической базы, как внутреннее мастер-

ство, теряет источник своей жизненности.

Опыт для развития китайской медицины совершен-

но необходим, в западной медицине тоже есть много

такого, что китайская медицина для своего развития

могла бы с пользой заимствовать, но ни то, ни другое

не может стать базой ее развития. Сделать их базой

значит перевернуть дерево корнями вверх.

Китайская медицина также делится на три уровня

«Небо-земля-человек». Имеет такие уровни и опыт.

Опыт, который обычно имеется в виду, неотделим от

«Нижнего из Трех Миров», ограничивать китайскую ме-

дицину его рамками значит ограничивать ее развитие.

В даосской медицине такого ограничения нет, она рас-

ширяет опыт, распространяет его на Средний и Выс-

ший из Трех Миров, у нее есть для этого много прие-

мов, много «сил», которые могут стимулировать дви-

жение вперед. Предпосылкой использования этих при-

емов и «сил» является совершенствование в выпла-

влении самого врача.