Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

„осматривать“ больного даже

в его отсутствие, и всего только с помощью пары соб-

ственных глаз.

Почему даосы так упорно цепляются за собственное

совершенствование в выплавлении? На это есть свои

причины. Во-первых, без совершенствования в выпла-

влении нельзя достичь высокого уровня в мышлении,

нельзя понять сущность древней культуры. Во-вторых,

без более высокого уровня мастерства многие приемы

использовать просто невозможно, нет способа моби-

лизовать «нечеловеческие силы». В-третьих, соглас-

но теории единства неба и человека, при метаморфо-

зах в космических небесных телах происходят соответ-

ствующие изменения в человеческом теле, возникает

множество новых проблем, которые придется изучать

и решать потомкам. Если говорить о медицине, то при

изменении природы некоторых ингредиентов лекарств

нужно менять и весь рецепт, иначе болезни не выле-

чишь. Это работа, которую придется делать врачам

следующих поколений.

В общем, развитие китайской медицины, во-первых,

неотделимо от китайской традиционной культуры, осо-

бенно от традиционного философского мышления. Во-

вторых, она неотделима от совершенствования в вы-

плавлении внутреннего мастерства врачевателя. В-

третьих, ей необходимо извлекать все полезное из по-

вседневного опыта западной медицины. Все три вещи

очень важны, но надо различать главное и второсте-

пенное, нельзя вершину лишать корня, нельзя сажать

дерево вверх ногами.

Глава десятая

Превосхождение

времени и пространства

Превосхождение времени и пространства, о кото-

ром здесь пойдет речь, означает мысленное превос-

хождение пространственно-временных рамок, спосо-

бом которого является изучение бытующих в традици-

онной культуре гаданий «бу», «сян» и «мин».

Бу, сян и мин являются, фактически, способами про-

гнозирования и предвидения. Сейчас это называется

прогностикой, а в древнем Китае называли бу, сян и

мин. Слово «прогностика» для всех приемлемо, точно

сделан прогноз или нет, впоследствии этим никто не

интересуется. А вот когда говорят о гадании, это вос-

принимается гораздо хуже, потому что общественное

мнение уже психологически настроено против «суеве-

рий». Если путем гадания сделано хорошее или точное

предсказание, опять же говорят: «Совпадание». А по-

чему совпадение могло произойти, уже никто не заду-

мывается.

Это одно из препятствий, мешающих науке осваи-

вать возможности, таящиеся в традиционной культуре.

Если его устранить, если изменить метод мышления,