зы Неба, Земли, Человека и Тьмы Вещей. «Обуче-
ние постоянно умножает, а Дао постоянно уменьшает».
Изобразить классы вещей с помощью простой схемы
обобщить законы изменения неба, земли, человека и
всего сущего, «приуменьшить» все это до ступени Пя-
ти Элементов – это и достаточно просто и очень глу-
боко.
Огонь
Дерево Почва
Вода Металл
Рис.3. Схема Пяти Элементов
У Восьми Триграмм и 64-х Гексаграмм тоже простая
схема, но их метаморфозы сложны.
Рис.4. Схема расположения Восьми Триграмм в по-
рядке Фуси
Рис. 5. Схема расположения Восьми Триграмм в по-
рядке Вэнь-вана
Существует много видов расположения триграмм и
гексаграмм. «Чжоуские Перемены» («Чжоу и») – один
из них. Его канонический текст сохранился полностью,
и за две с лишним тысячи лет его комментировали и
толковали многие школы. По мере того, как развивает-
ся изучение Искусств, могут быть переходы от просто-
го к сложному, от сложного к простому, потом опять от
простого к сложному, причем Перемен и Образов здесь
может быть неисчислимое множество.
Схемы Пяти Элементов и Восьми Триграмм суть ин-
струменты образного. наглядного усвоения Дао, се-
крет оперирования с ними таится в единстве сердца.
Китайскую медицину, одно из Пяти Искусств, невоз-
можно объяснить в отрыве от Инь-Ян и Пяти Элемен-
тов. А эффективность китайской медицины в лечении
болезней за несколько тысячелетий, которые прошли с
тех пор, как она стала представлять собой нечто цель-
ное, служат свидетельством того, что теория Инь-Ян и
Пяти Элементов соответствует Дао.
От китайской медицины мы переходим к таким Ис-
кусствам, как «бу», «сян» и «мин», они основаны на тех
же принципах, вышли из одного источника и все явля-
ются полезными для людей этого мира.
Приемы «сян», или физиогномики, состоят в том.
что берутся за основу внешние образы разных вещей и
событий, которые людям видны, производится их упо-
рядочение и классификация, а отсюда делаются вы-
воды о глубинных пластах вещи или события или же
об изменениях, относящихся к другому пространству
и времени. Небо, земля, человек, все вещи и события
обладают материей и формой, а значит и образами и
физиономиями. Обычно люди останавливаются на на-
блюдении внешних явлений, что же касается того, ка-
кую «физиономию» имеет данный образ, какую инфор-
мацию он на себе несет, как она изменялась в прошлом
и как будет изменяться в будущем, то такие вопросы
не учитываются. Если бы этим занялись ученые, тут
можно было бы извлечь много сведений