и, возможно,
найти ответ на вопросы.
Чтобы видеть “сян”, надо, во-первых, иметь хорошие
глаза, а во-вторых, работать головой. А чтобы рабо-
тала голова, должна быть руководящая философская
идея. Если философская идея правильна, она ведет
твои мысли в правильном направлении. А если она не-
правильна, то либо уведет твои мысли в сторону, либо
перережет им дорогу.
В древности в Китае было много тонких мастеров
Искусства «сян». Одним из них может считаться Цзю
Фанчао, славившийся умением выбирать лошадей.
Глаза его просматривали лошадь до костей. Другим
умельцем в физиогномике лошадей был Бо Ло, кото-
рый притом написал канон о физиогномике лошадей, к
сожалению, не сохранившийся. На сельхозрынках не-
которые торговцы скотом тоже, бывает, понимают в ло-
шадиной физиогномике. Как только скотину приводят,
они прежде всего смотрят несколько ее ключевых мест,
смотрят сколько ей лет, а под конец дают оценку. Вы-
соко у этих людей Искусство «сян» или нет, но все они
гадают по «сян».
В каком-то смысле каждый человек является физио-
гномистом, каждому в повседневной жизни приходится
делать оценки и выбор в отношении многих людей, со-
бытий, вещей, с которыми он связан, как же тут обой-
тись без «сян»? Например, ты входишь в брачный воз-
раст, подумываешь жениться, тебе надо выбрать неве-
сту, тут «сян» совершенно необходимо: надо смотреть,
кто для тебя хорош, кто больше всего тебе подходит.
Или идешь ты на рынок за покупками, тут тоже прихо-
дится «заниматься физиогномикой», понимаешь ты в
этом или нет, ты покупаешь то, что тебя внутренне удо-
влетворяет. Но оставаясь на этом самом низком уров-
не, ты не станешь «физиогномистом», не станешь спе-
циалистом в какой-либо области.
Отсюда можно сделать вывод, что Искусство «сян»
очень полезно и нет в нем ничего мистического. И то,
что в головах у людей существует «жупел», что как
только они услышат слова «гадание по сян», сразу на-
зывают это «суевериями» и отказываются от хорошей
вещи, поистине прискорбно.
Искусство «сян» подразделяется на много видов,
физиогномика человека один из них. Физиогномика че-
ловека не ограничивается его лицом, гадать можно по
любой части его тела. Но в традиционной физиогно-
мике человека существуют пять видов наиболее раз-
витых, хорошо систематизированных техник, которые
относятся к лицу, рукам, стопам, спине и голове.
При династии Сун жил некий даос Ма И, искусный
в физиогномике человека, который оставил потомкам
приемы гадания по Ма