чтобы предсказать дороги, по
которым всю жизнь придется человеку идти. Вот тут-то
и возникает спор между наукой и минсюэ. Минсюэ счи-
тает, что предсказать возможно, наука же утверждает,
что такие предсказания беспочвенны.
Сейчас проблема состоит в том, что в западных эко-
номически развитых странах, где средний культурный
уровень относительно высок, научное мировоззрение
глубоко проникло в сознание обыкновенных людей. Но
многие вопросы сферы обычного наука не в состоянии
объяснить, и некоторые умные люди уже поняли, что
наука стоит перед лицом кризиса, и начали искать му-
дрость вне ортодоксальной науки, искать для этих во-
просов иные объяснения. Минсюэ – это одна из обла-
стей, которую они изучают. В Китае научное мировоз-
зрение тоже получило некоторое влияние, но из-за не-
развитости образования влияние традиционной куль-
туры по-прежнему очень велико. В народе много лю-
дей, верящих в минсюэ. Такова современная культур-
ная ситуация, так что, с любой точки зрения, минсюэ
нельзя игнорировать.
Обычно китайское минсюэ возводят к заклинателям
злаков и предсказателям судьбы периода Чжаньго, но
техника «Четырех Столпов» превратилась в стройную
систему в эпоху Тан и Сун. Ключевыми фигурами здесь
были танский Ли Сюйчжун и раннесунский Сюй Цзы-
пин. Ли начал вычисления по году, месяцу и дню ро-
ждения человека, а Сюй добавил к этому еще один
фактор – час рождения. По традиционному китайско-
му летоисчислению год, месяц и день устанавливают-
ся по Небесным Стволам и Земным Ветвям. В 60-рич-
ной таблице, где сверху по горизонтали откладывают-
ся Небесные Стволы, а слева по вертикали Земные
Ветви, четыре числа откладываются вверху и четыре
внизу, на пересечении получаются так называемые Че-
тыре Столпа. Если выражаться современным языком,
эти Восемь Иероглифов определяют и качество и ко-
личество, поэтому с их помощью можно производить
«вычисление эволюции», производить прогноз.
В минсюэ есть схема гадания по Восьми Иерогли-
фам по способу Цзы Пина (Цзы Пин мин шу), кроме
того, существует еще «Гадание по Ковшу Пурпурного
Дворца» (Цзы Вэй Доу Шу), довольно сложная вещь, в
которую введено положение планет, чтобы можно бы-
ло более точно предсказать ход жизни человека. Обе
эти схемы являются самостоятельными монадами, и
предвидение жизни человека с их помощью вполне
возможно, теоретически здесь не возникает проблем.
А в чем же проблема? В том, как с помощью этой схемы
точно предсказать события, которые