шэнь делается
государем, Ци обнимает шэнь, а цзин находится снару-
жи, форма не проявляется. Проявление формы назы-
вается также «Искусством разделения тела», это мож-
но делать и не во сне. Непроявленность формы то-
же может осуществляться не во время сна. Но во вре-
мя сна большей часть позволяют иньскому шэнь выхо-
дить, в то время как янское шэнь не уходит.
При «снах» второго вида, когда шэнь позволяется
выходить и передвигаться, совершать циркуляцию по-
верх пространства и времени, у «сна» «есть и форма
и материя», в нем нет ничего иллюзорного.
Дописав до этого места, авторы книги почувствова-
ли желание сказать несколько слов о снах.
На основании практики г-на Ван Липина мы сейчас
уже знаем, что человеческие сны можно подразделить
по крайней мере на две большие категории. Первая
категория – самопроизвольные сны, которыми человек
не может управлять. Вторая категория – сны управля-
емые, которые контролируются человеком, они стано-
вятся инструментом, служащим «Я». Первую катего-
рию снов видят обычные люди, а вторую – люди, под-
нявшиеся на уровень «Небо-земля-человек».
Человечество с древности обсуждает сны обычных
людей. В ХХ веке такие обсуждения стали еще бо-
лее горячими, на Западе появилось несколько крупных
ученых, имеющих мировое влияние, таких как Фрейд и
Юнг. В Китае недавно тоже появился один ученый по
имени Лю Вэньин, который потратил несколько лет на
углубленное изучение китайских письменных источни-
ков, упоминающих о снах, и выдвинул «новое учение
одного китайца о снах». Это новое учение представле-
но в недавно изданной им монографии «Культ сна и
исследование снов – аспект древнекитайской религии,
философии и науки» (Издательство АОН КНР, 1989).
Приведенные ниже цитаты, касающиеся древнекитай-
ского учения о снах, кроме особо оговоренных случа-
ев, взяты из монографии г-на Лю.
Одни сны называются правильными снами, вторые
– зловещими, третьи – мысленными, четвертые – про-
буждающими, пятые – радостными, шестые – предо-
стерегающими снами.
Это классификация снов, сделанная чиновника-
ми-толкователями снов при династии Чжоу. Толковате-
ли «гадают по шести видам счастливых и несчастли-
вых снов с помощью солнца, луны и планет». В этой
классификации основанием служит содержание снов,
а также психологическое состояние сновидцев.
В период Восточной Хань Ван Фу в сочинении «Цянь
фу лунь» («О подспудном») разделил сны на десять
категорий:
обычно сны бывают по случаю, с образами,