Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

шэнь делается

государем, Ци обнимает шэнь, а цзин находится снару-

жи, форма не проявляется. Проявление формы назы-

вается также «Искусством разделения тела», это мож-

но делать и не во сне. Непроявленность формы то-

же может осуществляться не во время сна. Но во вре-

мя сна большей часть позволяют иньскому шэнь выхо-

дить, в то время как янское шэнь не уходит.

При «снах» второго вида, когда шэнь позволяется

выходить и передвигаться, совершать циркуляцию по-

верх пространства и времени, у «сна» «есть и форма

и материя», в нем нет ничего иллюзорного.

Дописав до этого места, авторы книги почувствова-

ли желание сказать несколько слов о снах.

На основании практики г-на Ван Липина мы сейчас

уже знаем, что человеческие сны можно подразделить

по крайней мере на две большие категории. Первая

категория – самопроизвольные сны, которыми человек

не может управлять. Вторая категория – сны управля-

емые, которые контролируются человеком, они стано-

вятся инструментом, служащим «Я». Первую катего-

рию снов видят обычные люди, а вторую – люди, под-

нявшиеся на уровень «Небо-земля-человек».

Человечество с древности обсуждает сны обычных

людей. В ХХ веке такие обсуждения стали еще бо-

лее горячими, на Западе появилось несколько крупных

ученых, имеющих мировое влияние, таких как Фрейд и

Юнг. В Китае недавно тоже появился один ученый по

имени Лю Вэньин, который потратил несколько лет на

углубленное изучение китайских письменных источни-

ков, упоминающих о снах, и выдвинул «новое учение

одного китайца о снах». Это новое учение представле-

но в недавно изданной им монографии «Культ сна и

исследование снов – аспект древнекитайской религии,

философии и науки» (Издательство АОН КНР, 1989).

Приведенные ниже цитаты, касающиеся древнекитай-

ского учения о снах, кроме особо оговоренных случа-

ев, взяты из монографии г-на Лю.

Одни сны называются правильными снами, вторые

– зловещими, третьи – мысленными, четвертые – про-

буждающими, пятые – радостными, шестые – предо-

стерегающими снами.

Это классификация снов, сделанная чиновника-

ми-толкователями снов при династии Чжоу. Толковате-

ли «гадают по шести видам счастливых и несчастли-

вых снов с помощью солнца, луны и планет». В этой

классификации основанием служит содержание снов,

а также психологическое состояние сновидцев.

В период Восточной Хань Ван Фу в сочинении «Цянь

фу лунь» («О подспудном») разделил сны на десять

категорий:

обычно сны бывают по случаю, с образами,