с цзин,
с желаниями, с людьми, с ощущениями, со временем,
с угрызениями, с болезнями, с сексом.
Ван Фу говорит: «Обычно эти десять составляют
основное содержание снов». Но сны делятся еще на
испытываемые и не испытываемые. Но «чудесные сны
в большинстве своем имеют причину и редко бессмы-
сленны», Отсюда видно, что в древности очень серьез-
но относились к изучению снов, не равняли их все под
одну гребенку, а особое внимание уделяли «чудесным
снам», желая извлечь из них какую-то полезную для
жизни людей и общества информацию.
В буддийских канонах подразделение снов идет еще
дальше. Например, в «Фа юань чжу линь. Минь мэн
пянь. Сан син бу» («Цветник закона, лес жемчужин»,
глава о снах, раздел о Трех природах) цитируется клас-
сификация снов из «Шань дянь люй» («Законов пра-
вильного видения»).
Существует четыре вида снов: 1. сны от негармонич-
ности Четырех Великих;1 2. сны-предвидения; 3. сны о
небе и человеке; 4. сны с думами.
Здесь из употребленных иероглифов очень трудно
понять, какой смысл вкладывается во все эти четыре
вида. Но из выражения «сны о небе и человеке» можно
заключить, что тут подразумеваются сны, индуцируе-
мые Небом, в которых есть предсказания.
А еще в каноне «Да чжи ду лунь» («О мере великой
мудрости») сны подразделяются на пять видов:
Если в теле не все отрегулировано: когда много го-
рячего ци, то больше видится огонь, желтое, красное;
когда много холодного ци, во сне видится воды, видит-
ся белое; когда много ци ветра, то видятся полеты, ви-
дится черное.
Если возвращаются мыслями к слышанному и ви-
денному, то многодумье становится причиной того, что
видятся сны.
Если во сне ставятся вопросы Небу, значит, хотят
узнать о событиях будущего.
Первые три вида суть «сны от негармоничности Че-
тырех Великих». Четвертый вид – это «сон с думами».
Эти четыре вида – сны об обычном. Пятый вид, «сон
с Небом», то же самое, что упомянутые выше «сны
о небе и человеке», это сны, соединяющие с «душой
шэнь» (шэнь лин), из них можно «узнавать будущее»,
такие сны необычны.
Исторических упоминаний о необычных снах до-
вольно мало, их недостаточно для исследования, это
важная причина того, что никогда не было большого
прорыва в познании снов людьми. Приведем две вы-
держки из монографии Лю Вэньина.
Одна из них – запись из «Исторических записок» Сы-
ма Цяня», из «Жизнеописания Гуй Цэ»:
На втором году Сунского Юань-вана река Янцзы от-
правила священную черепаху послом к реке Хуанхэ.
Добралась она до Цюаньяна, а