и добыл черепаху». По-
сланец спросил: «А где эта черепаха?» Сказал: «В кор-
зине». Посланец сказал: «Ван знал, что ты добыл че-
репаху, поэтому послал меня за ней». Юйце сказал:
«Хорошо». И затем, вынув черепаху из корзины, отдал
ее посланцу.
Эта запись чрезвычайно живая и интересная. Из нее
мы узнаем, что такие необыкновенные сны действи-
тельно существуют. Кроме того, она показывает нам,
как толкуется содержание таких снов. Наконец, она со-
общает нам, как предсказанное во сне проверяется на
опыте.
Другой пример – сон об «Источнике снов» северос-
унского ученого Шэнь Ко. Цитируем текст из моногра-
фии Лю Вэньина:
Шэнь Ко некогда рассказывал о себе, что когда ему
было лет тридцать, он увидел во сне, что попал в одно
место, поднялся на «маленькую горку в цветах и дере-
вьях, под горой вода, ключ, ясный, как око, высокие де-
ревья наклонились над ним. Во сне очень обрадовал-
ся. Захотелось поселиться в этом месте. С тех пор этот
сон часто ему снился, до трех-четырех раз в год, он
уже так знал это место, как будто много раз там побы-
вал. Через десять лет он был сослан в Сюаньчэн, там
был один даос, который сказал, что у столичной сте-
ны продается одно очень хорошее местечко. Он вынул
деньги и купил его за тридцать связок монет, однако
же вовсе не знал, где этот сад-огород расположен. В
старости, когда опала была отменена, он явился в сад,
купленный для него даосом. Глянул – и тотчас же при-
знал место, столько раз виденное во сне в молодости!
Поэтому привел это место в порядок и назвал его „Ис-
точником снов“.
Сам Шэнь Ко не очень-то верил в вещие сны, но
этот многократно повторявшийся сон об «Источнике
снов» также был подтвержден фактами через много
лет. Большое и знаменитое сочинение Шэнь Ко, удо-
стоившееся внимания историка, получило название
«Заметки у источника снов», сам по себе этот факт
очень интересен.
Г-н Ван Липин считает, что учение даосов о снови-
дениях и их соответствующая практика на более высо-
ком уровне раскрывают сущность космического бытия.
Во-первых, сны делятся на пассивные и самостоя-
тельно вызываемые. Пассивные сны могут быть само-
обнаружением человеческого подсознания, а могут и
быть навеяны внешними силами, но всегда это не тот
результат, которого хочет добиться субъект сновиде-
ния. «Внешние силы», о которых здесь говорится, как
показывают цитированные выше материалы, это до
сих пор не выясненные (не выясненные наукой) силы,
на обывательском языке говорят, что такой сон «при-
виделся».