Кроме того, это те сны, которые г-н Ван Ли-
пин уже исследовал, то есть «цзин, Ци, шэнь» чело-
века. В результате совершенствовании человека в вы-
плавлении цзин, Ци и шэнь он обретает способность
управлять ими, передвигать их и притом с их помо-
щью контролировать сновидения, навеянные цзин, Ци
и шэнь обычных людей, не прошедших выплавления.
В этих пассивных снах есть уже активное видение, они
пассивны в обычных людях, те же, кто усовершенство-
вался в выплавлении, видят их активно. Активные сны
тоже делятся на два вида. Один, подобно описанно-
му выше, состоит в том, чтобы силой своего мастер-
ства навевать сновидения обычным людям, а другой
– в том, чтобы видеть сны на заранее определенную
тему, чтобы во сне находить решение проблем.
Во-вторых, в сновидениях происходят очень боль-
шие изменения в отношениях пространства и време-
ни. Если говорить о снах обычных людей, то простран-
ство в них как бы скручивается, искривляется, все по-
добно облакам, воде, воздуху, колышется, принимает
то одну форму то другую, непрерывно изменяется и
вообще трудно уловимо. Ощущение времени есть, но
такое же четкое ощущение пространства отсутствует.
В активных же снах, которые видит г-н Ван Липин, со-
всем другое дело. «Картины сна» от действительных
картин вряд ли чем отличаются, или, вернее, ничем не
отличаются, можно сказать, что «тело приходит к сво-
им границам». Здесь мы подходим к важному и спор-
ному в науке вопросу: в чем сущность сновидений?
Фрейд, великий мастер западной науки о сновидения
новейшего времени, считает сон выражением психи-
ческой деятельности человеческого подсознания, это
важный итог теории сновидений в слое «человека-со-
бытий-вещей». Но даосы считают, что нельзя остана-
вливаться в этом слое, надо вести исследование глуб-
же, а это опять возвращение к «цзин, ци, шэнь». Сон по
своей сущности связан не только с «шэнь», но и с «ци»,
и с «цзин», и это не только в сновидениях обычных
людей, но и в сновидениях усовершенствовавшихся в
выплавлении. Именно потому, что сны являются фор-
мой существования комплексного движения «цзин-Ци-
шэнь», они столь подвижны по форме в пространстве
и времени. На основе этого даосские усовершенство-
вавшиеся в выплавлении в форме сна развивают ум-
ственные способности, связываются с людьми, пре-
одолевают пространственно-временные преграды.
В-третьих, по вопросу о значении снов, который из-
давна больше всего обсуждается, даосы, придержива-
ющиеся идеи единства Неба и