Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

человека и теоретиче-

ски объясняющие сущность снов равновесием, либо

утратой равновесия «цзин, ци и шэнь», считают, что как

пассивные, так и активные сны имеют глубокий смысл.

Это то же самое, что Образ гексаграммы, есть вещь,

значит есть и образ, есть образ, значит есть и число

«шу», есть число, значит есть и принцип «ли», если

этот принцип не «явный», то «темный».Сон передает

это в виде живой картины, а не с помощью абстракт-

ных знаков языка, это более непосредственное выра-

жение связи человека с космосом. Выражение в аб-

страктных знаках языка часто ограниченно, эта огра-

ниченность становится еще более явной, когда языко-

вые знаки свертываются в понятия какой-то опреде-

ленной культуры. Сны же не связаны ограничениями

пространства и времени, обладают очень большой по-

движностью и в области «изложения» имеют большую

свободу.

Дух и тело людей бывают подавлены гнетом реаль-

ности, особенно культурной, а сон – один из способов

их освобождения. Юнг говорит о Фрейде:

Установив ценность сна как самого важного источ-

ника информации о разных процессах, происходящих

в бессознательном, он вернул в руки человечества ин-

струмент, который, казалось бы, был им безвозвратно

утрачен», (Юнг. Биография)

Но Юнг пошел дальше Фрейда, он не согласился с

его мнением, что сон всего лишь «поверхность». На-

оборот,

По моему мнению, сон есть часть природы, он не

содержит в себе замыслов обмануть человека, а на-

сколько возможно исчерпывающе выражает какие-то

вещи. Эти формы жизни также не имеют намерения

обмануть наши наблюдения, мы же потому можем об-

манывать самих себя, что наши глаза поражены бли-

зорукостью. (Там же).

По вопросу о значении снов точка зрения Юнга еще

ближе к взглядам даосов.

И, наконец, о толковании содержания снов. Даосы

считают, что значение активных снов самоочевидно

и не требует толкования, что же касается снов пас-

сивных, то «явные» также не требуют толкований, а

смысл «темных» выясняется на основе «образов». Ин-

струмент толкования снов также неотделим от «цзин.

ци и шэнь» как источника снов, неотделим от теории

Инь-Ян и Пяти Элементов. Здесь по-прежнему важно,

чтобы мышление поднималось с уровня «человека-со-

бытий-вещей» до уровня «Небо-земля-человек», сущ-

ность надо прозревать на высоком уровне.

Выше уже говорилось, что активные сны, наведение

снов другим людям, путешествия сквозь время –это

фактически уже не «сны», а «выходы шэнь».

Базовое условие «выхода шэнь» состоит в том, что-