человека и теоретиче-
ски объясняющие сущность снов равновесием, либо
утратой равновесия «цзин, ци и шэнь», считают, что как
пассивные, так и активные сны имеют глубокий смысл.
Это то же самое, что Образ гексаграммы, есть вещь,
значит есть и образ, есть образ, значит есть и число
«шу», есть число, значит есть и принцип «ли», если
этот принцип не «явный», то «темный».Сон передает
это в виде живой картины, а не с помощью абстракт-
ных знаков языка, это более непосредственное выра-
жение связи человека с космосом. Выражение в аб-
страктных знаках языка часто ограниченно, эта огра-
ниченность становится еще более явной, когда языко-
вые знаки свертываются в понятия какой-то опреде-
ленной культуры. Сны же не связаны ограничениями
пространства и времени, обладают очень большой по-
движностью и в области «изложения» имеют большую
свободу.
Дух и тело людей бывают подавлены гнетом реаль-
ности, особенно культурной, а сон – один из способов
их освобождения. Юнг говорит о Фрейде:
Установив ценность сна как самого важного источ-
ника информации о разных процессах, происходящих
в бессознательном, он вернул в руки человечества ин-
струмент, который, казалось бы, был им безвозвратно
утрачен», (Юнг. Биография)
Но Юнг пошел дальше Фрейда, он не согласился с
его мнением, что сон всего лишь «поверхность». На-
оборот,
По моему мнению, сон есть часть природы, он не
содержит в себе замыслов обмануть человека, а на-
сколько возможно исчерпывающе выражает какие-то
вещи. Эти формы жизни также не имеют намерения
обмануть наши наблюдения, мы же потому можем об-
манывать самих себя, что наши глаза поражены бли-
зорукостью. (Там же).
По вопросу о значении снов точка зрения Юнга еще
ближе к взглядам даосов.
И, наконец, о толковании содержания снов. Даосы
считают, что значение активных снов самоочевидно
и не требует толкования, что же касается снов пас-
сивных, то «явные» также не требуют толкований, а
смысл «темных» выясняется на основе «образов». Ин-
струмент толкования снов также неотделим от «цзин.
ци и шэнь» как источника снов, неотделим от теории
Инь-Ян и Пяти Элементов. Здесь по-прежнему важно,
чтобы мышление поднималось с уровня «человека-со-
бытий-вещей» до уровня «Небо-земля-человек», сущ-
ность надо прозревать на высоком уровне.
Выше уже говорилось, что активные сны, наведение
снов другим людям, путешествия сквозь время –это
фактически уже не «сны», а «выходы шэнь».
Базовое условие «выхода шэнь» состоит в том, что-