Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

романе «Путешествие

не Запад» говорится, что эта гора – остаток, выбро-

шенный за ворота, она оканчивается горным прохо-

дом, поэтому называется Конец Юга (Чжуннань). Здесь

находятся такие достопримечательности как Южный

пик, Пещера Метаморфозы Металла (Цзинь Хуа), пе-

щера Яшмового источника (Юй Цюань), утесы Солнца

и Луны. Здесь совершенствовались в Дао Чжун Лицзы,

Люй Дунбинь, Лю Хайчань и Ван Чунъян. У велико-

го танского поэта Ван Вэя есть стихотворение «Горы

Чжуннаньшань»:

Гребень Тайи –

Небесной столицы сосед,

К самому морю

Тянется горный хребет.

Белые тучи –

Взгляни – затмевают свет.

Сизый туман –

Вглядись – и вот его нет.

Главный отрог

Разделил уезды, края,

В каждом ущелье

Всегда погода своя.

Ежели вам

В горах потребен ночлег,-

Через поток

Голос подаст дровосек.?

Если от Наньшаня двигаться дальше на запад, при-

дешь в Лоугуань (Терем Созерца ния) уезда Чжоучжи,

знаменитое и достопамятное для даосизма место. В

«Легенде о Тереме Созерцания» («Лоу гуань бэнь ци

чуань») говорится: «Лоугуань – древнее жилище, где

некогда при чжоуском Ли-ване обитал дафу Гуаньлин

Ин. Он сделал травяной шалаш, откуда созерцал звез-

ды и наблюдал ци, поэтому место называется Теремом

Созерцания». Это самый ранний даосский монастырь,

который на протяжении истории много раз перестраи-

вался.

В «Исторических записках» говорится:

Лао-цзы совершенствовался в Дао и Дэ. Его учение

ставило целью безымянность, проистекающую из со-

крытия самого себя. Видя упадок династии Чжоу, он

оставил ее пределы. Когда пришел на застав,. началь-

ник заставы Ин обрадовался и сказал: «Прежде чем

скроетесь от мира, прошу записать для меня свое уче-

ние». Поэтому Лао-цзы сделал записи в двух частях,

пять с лишним тысяч слов о Дао и Дэ, а потом ушел и

никто не знает, где он нашел свой конец.»

Легенды утверждают, что именно здесь, в Лоугуа-

не, патриарх даосизма Лао-цзы написал «Даодэ цзин»,

прославленный как «Царь десяти тысяч канонов».

«Даодэ цзин», называемый также «Лао-цзы», состо-

ит из двух частей, первая называется «Дао цзин» («Ка-

нон о Дао»), а последняя –«Дэ цзин» («Канон о Дэ»),

вся книга разделена на 81 параграф (чжан).

Текст книги «Лао-цзы» изысканный и простой, но

смысл его богат и глубоко таинственен. Согласно исто-

рическим источникам, эта книга была широко распро-

странена в доциньский период и многие знаменитые

мыслители хорошо ее знали и были последователя-

ми ее идей. Впоследствии ее влияние стало еще бо-

лее глубоким.