Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

Политики, военачальники, философы,

ученые, литераторы, врачи, то есть все от верховного

правителя до простолюдина знали о Лао-цзы и книге

«Лао-цзы». Все, кто умел читать, читали ее, вникали

в глубокие истины, содержащиеся в каждой ее строч-

ке, в каждом слове. Неграмотные же усваивали прин-

ципы рождения и метаморфоз неба и земли и принци-

пы жизни человека из тех фраз «Лао-цзы», которые во-

шли в состав обыденного языка. «Лао-цзы» впитался

в кровь китайской культуры, пустил корень в китайской

ментальности.

Мыслитель нашего века Лу Синь говорил: «Корень

Китая – в даосизме». Такие слова мог сказать только

человек, глубоко понимающий китайскую культуру.

Был еще один человек, которого звали Чжан Мош-

эн. Он составил книгу «Новое толкование параграфов

и фраз Лао-цзы» («Лао-цзы чжан цзюй синь ши»), вы-

пущенную в 1946 году издательством «Дунфан», а в

1988 году переизданную в Чэнду в издательстве древ-

ней литературы. В предисловии к книге он пишет:

В Китае есть две книги, на которые следует обра-

щать самое большое внимание, это конфуцияанский

«Лунь юй» и даосский «Даодэ цзин». Их должен прочи-

тать каждый грамотный человек. Отнюдь не одни толь-

ко ученые специалисты способны их изучать, потому

что в «Лунь юй» говорится о простых принципах того,

как быть человеком и держать в порядке свои дела, а

в «Лао-цзы» говорится о высших принципах того, как

быть человеком и управлять событиями. В одной книге

говорится о принципах как они есть, а в другой – о том,

почему они таковы. Чтобы мы жили в мире как люди,

во всех делах, начиная от самосовершенствования и

устройства семьи, вплоть до управления государством

и гармонизации Поднебесной, нужно знать не только

что представляют собой принципы, но и, что гораздо

важнее, почему они таковы. Только в этом случае чело-

век может считаться разумным и продвинутым. «Лунь

юй» и «Даодэ цзин» как раз и дают такой результат, по-

этому их нельзя не читать.

Даосы почитают «Лао-цзы» именно потому, что там

говорится о высших принципах движения космоса, че-

ловеческого поведения и управления миром.

В период Чжаньго жил человек по прозванию «Ста-

рец с реки», который дал самые ранние комментарии

«Лао-цзы» –«Лао-цзы Хэ шан гун чжан цзюй». Содер-

жащееся в них учение о самосовершенствовании и

пестовании жизни является для даосов классическим

произведением в вопросе искусства пестования жиз-

ни.

Процитируем из «Лао-цзы» несколько отрывков:

Дао, о котором можно говорить, не есть постоянное