Политики, военачальники, философы,
ученые, литераторы, врачи, то есть все от верховного
правителя до простолюдина знали о Лао-цзы и книге
«Лао-цзы». Все, кто умел читать, читали ее, вникали
в глубокие истины, содержащиеся в каждой ее строч-
ке, в каждом слове. Неграмотные же усваивали прин-
ципы рождения и метаморфоз неба и земли и принци-
пы жизни человека из тех фраз «Лао-цзы», которые во-
шли в состав обыденного языка. «Лао-цзы» впитался
в кровь китайской культуры, пустил корень в китайской
ментальности.
Мыслитель нашего века Лу Синь говорил: «Корень
Китая – в даосизме». Такие слова мог сказать только
человек, глубоко понимающий китайскую культуру.
Был еще один человек, которого звали Чжан Мош-
эн. Он составил книгу «Новое толкование параграфов
и фраз Лао-цзы» («Лао-цзы чжан цзюй синь ши»), вы-
пущенную в 1946 году издательством «Дунфан», а в
1988 году переизданную в Чэнду в издательстве древ-
ней литературы. В предисловии к книге он пишет:
В Китае есть две книги, на которые следует обра-
щать самое большое внимание, это конфуцияанский
«Лунь юй» и даосский «Даодэ цзин». Их должен прочи-
тать каждый грамотный человек. Отнюдь не одни толь-
ко ученые специалисты способны их изучать, потому
что в «Лунь юй» говорится о простых принципах того,
как быть человеком и держать в порядке свои дела, а
в «Лао-цзы» говорится о высших принципах того, как
быть человеком и управлять событиями. В одной книге
говорится о принципах как они есть, а в другой – о том,
почему они таковы. Чтобы мы жили в мире как люди,
во всех делах, начиная от самосовершенствования и
устройства семьи, вплоть до управления государством
и гармонизации Поднебесной, нужно знать не только
что представляют собой принципы, но и, что гораздо
важнее, почему они таковы. Только в этом случае чело-
век может считаться разумным и продвинутым. «Лунь
юй» и «Даодэ цзин» как раз и дают такой результат, по-
этому их нельзя не читать.
Даосы почитают «Лао-цзы» именно потому, что там
говорится о высших принципах движения космоса, че-
ловеческого поведения и управления миром.
В период Чжаньго жил человек по прозванию «Ста-
рец с реки», который дал самые ранние комментарии
«Лао-цзы» –«Лао-цзы Хэ шан гун чжан цзюй». Содер-
жащееся в них учение о самосовершенствовании и
пестовании жизни является для даосов классическим
произведением в вопросе искусства пестования жиз-
ни.
Процитируем из «Лао-цзы» несколько отрывков:
Дао, о котором можно говорить, не есть постоянное