Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

Дао.

Имя, которым можно называть, не есть имя

постоянного.

Отсутствие – начало именования неба и земли,

Наличие – мать именования Тьмы вещей.

Потому что когда постоянно Отсутствие, из-за этого

хотят рассмотреть его тайну, а когда постоянно Нали-

чие, хотят рассмотреть его подробности. Оба эти по-

являются вместе, но различаются именами. Вместе же

их называют глубочайшими. Переход от глубочайшего

к еще более глубокому – дверь ко всем тайнам.

Дао ведет к сокровению Тьмы вещей.

Дао рождает одно, одно рождает двоицу, двоица ро-

ждает троицу, троица рождает Тьму вещей. Тьма ве-

щей на спине носит Инь, а за пазухой держит Ян, рас-

творение ци создает гармонию.

Небо достигает единства и оттого ясно, земля до-

стигает единства и оттого прочна. Дух-шэнь достига-

ет единства и оттого одухотворен. Ручьи достигают

единства и оттого наполняются. Тьма вещей достигает

единства и оттого живет. Хоу и ваны достигают един-

ства и оттого правят Поднебесной верно.

Человек следует образцу земли, земля следует

образцу Неба, Небо следует образцу Дао, а Дао дает

образец самоестественности.

Дух долины не умирает. это называется Сокровенн-

ной Самкой. Врата Сокровенной Самки – корень Неба

и земли—всегда мягки и неутомимы.

Небесное Дао не борется, а умеет побеждать, не го-

ворит, а получает отклик, не зовет, а к нему приходят

сами.

Сопротивление ведет к волнению Дао. Слабость ве-

дет к действию Дао. Тьма вещей в Поднебесной рожда-

ется из Наличия, а Наличие рождается из Отсутствия.

Знание других приводит к осведомленности, знание

себя приводит к пониманию. Победа над другими при-

водит к появлению силы, победа над собой приводит

к крепости.

Великая полнота схожа с недостатком, надо забо-

титься, чтобы не испортилась. Великая прибыль схожа

с убытком, нужно заботиться, чтобы не оскудела. Ве-

ликая прямота схожа с кривизной, великая ловкость – с

неумением, великое красноречие схоже с косноязычи-

ем. Движение побеждает холод, покой побеждает жа-

ру. Чистота и покой приводят Поднебесную в порядок.

Знание незнания – превыше всего. Незнание знания

– вред. Ведь только нанося вред вреду, получаем не-

вреждение.

Доверяй речам, которые не приукрашивают, при-

украшивание ведет к недоверию. Разумность ведет к

тому, что не спорят, споры ведут к неразумности. Зна-

ние ведет к тому, что не проявляют эрудиции, эрудиция

ведет к незнанию.

Реки и моря потому могут царить над всеми ручья-

ми, что устроились ниже них, поэтому и могут царить.

По