Дао.
Имя, которым можно называть, не есть имя
постоянного.
Отсутствие – начало именования неба и земли,
Наличие – мать именования Тьмы вещей.
Потому что когда постоянно Отсутствие, из-за этого
хотят рассмотреть его тайну, а когда постоянно Нали-
чие, хотят рассмотреть его подробности. Оба эти по-
являются вместе, но различаются именами. Вместе же
их называют глубочайшими. Переход от глубочайшего
к еще более глубокому – дверь ко всем тайнам.
Дао ведет к сокровению Тьмы вещей.
Дао рождает одно, одно рождает двоицу, двоица ро-
ждает троицу, троица рождает Тьму вещей. Тьма ве-
щей на спине носит Инь, а за пазухой держит Ян, рас-
творение ци создает гармонию.
Небо достигает единства и оттого ясно, земля до-
стигает единства и оттого прочна. Дух-шэнь достига-
ет единства и оттого одухотворен. Ручьи достигают
единства и оттого наполняются. Тьма вещей достигает
единства и оттого живет. Хоу и ваны достигают един-
ства и оттого правят Поднебесной верно.
Человек следует образцу земли, земля следует
образцу Неба, Небо следует образцу Дао, а Дао дает
образец самоестественности.
Дух долины не умирает. это называется Сокровенн-
ной Самкой. Врата Сокровенной Самки – корень Неба
и земли—всегда мягки и неутомимы.
Небесное Дао не борется, а умеет побеждать, не го-
ворит, а получает отклик, не зовет, а к нему приходят
сами.
Сопротивление ведет к волнению Дао. Слабость ве-
дет к действию Дао. Тьма вещей в Поднебесной рожда-
ется из Наличия, а Наличие рождается из Отсутствия.
Знание других приводит к осведомленности, знание
себя приводит к пониманию. Победа над другими при-
водит к появлению силы, победа над собой приводит
к крепости.
Великая полнота схожа с недостатком, надо забо-
титься, чтобы не испортилась. Великая прибыль схожа
с убытком, нужно заботиться, чтобы не оскудела. Ве-
ликая прямота схожа с кривизной, великая ловкость – с
неумением, великое красноречие схоже с косноязычи-
ем. Движение побеждает холод, покой побеждает жа-
ру. Чистота и покой приводят Поднебесную в порядок.
Знание незнания – превыше всего. Незнание знания
– вред. Ведь только нанося вред вреду, получаем не-
вреждение.
Доверяй речам, которые не приукрашивают, при-
украшивание ведет к недоверию. Разумность ведет к
тому, что не спорят, споры ведут к неразумности. Зна-
ние ведет к тому, что не проявляют эрудиции, эрудиция
ведет к незнанию.
Реки и моря потому могут царить над всеми ручья-
ми, что устроились ниже них, поэтому и могут царить.
По