этой причине кто хочет стоять над народом, непре-
менно того упреками опустят, а кто хочет стоять впере-
ди народа, тот ставит себя позади него.
Самое мягкое в Поднебесной побеждает самое
твердое в Поднебесной.
Управление большим государством похоже на при-
готовление блюда из мелкой рыбы.
У совершенномудрого нет постоянного сердца,
сердца народа он делает своим сердцем.
Народом трудно управлять, потому что его верхи
проявляют деяния. Поэтому и трудно управлять.
Когда хотят сжать что-то, непременно нарочно рас-
тянут это. Захотят что-то ослабить – нарочно укрепят,
захотят отбросить – нарочно выдвинут, захотят отнять
– нарочно одарят. Это называется уменьшением пони-
мания. Мягкое побеждает твердое, слабое побеждает
сильное. Рыбе нельзя покидать глубину, острое ору-
жие стране нельзя показывать другим.
К тому, кто придерживается Великого Образа, при-
дет Поднебесная. Если пришедшим не будет наносить-
ся вред, мир и покой станут великими.
Путники поклонились табличке души Лао-цзы в хра-
ме Созерцания Дао и на террасе, где он толковал ка-
ноны, про себя прочитали «Даодэ цзин». Если от тер-
расы идти дальше вглубь, то под утесом, стоящим у
горла ручья Вопрошания Небожителя (Вэньсянь), об-
наружится глубокая и широкая каменная пещера. Дед
сообщил Ван Липину, что это пещера патриарха Люй
Дунбиня.
Люй Дунбинь, имя которого Янь (Утес), а прозвище
Чуньян Цзы (Муж Чистого Солнца), – один из почи-
таемых в народе Восьми Бессмертных. В юности он
изучал конфуцианство и моизм, пытался сдать экза-
мен на степень цзиньши, но не преуспел и затем ски-
тался по белу свету. В Чанъане встретил Чжун Лицзы
и, пройдя десять опытов, научился искусству продле-
ния жизни. А потом встретился с Ку Чжу Чжэнь Цзю-
нем (Истинным Господином Горького Бамбука), кото-
рый передал ему «метод взаимных приветствий солн-
ца и луны». Много времени спустя он пришел на Чжун-
наньшань и здесь опять встретился с Чжун Лицзы, при-
обрел мастерство Золотой Жидкости и Великой Кино-
вари. В пятьдесят лет его Дао стало совершенным.
В сто с лишним он выглядел, словно юноша, походка
его была легкой и стремительной, как говорится, «не-
сколько сот ли за один миг».
Патриарх Люй в горной пещере Лоугуаня самоза-
бвенно совершенствовался в Дао, работал над полно-
той шэнь и выплавлением ци, проник в сокровенные
принципы и в конце концов получил сущность Чистого
Солнца. В ходе совершенствования в выплавлении он
создал много новых приемов. Часть этих приемов