Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

ров, а если подняться в Средний из Трех Миров и

взглянуть оттуда, то откуда появилось человечество?

Может ли оно исчезнуть? Каково его будущее прибе-

жище? А если брать еще выше, то как обстоит дело с

рождением и смертью Земли, Солнечной системы? А

как с рождением и смертью Космоса?

А если все вышеназванные проблемы еще углубить,

то в сфере знания обычных людей их невозможно при-

нять, они считаются неправомерными.

Но даосы не связывают себя подобными путами.

Они не только выдвигают более глубокие вопросы, но

и охотно сами становятся объектами экспериментов,

чтобы исследовать, существуют ли такие возможно-

сти.

Они крепко верят, что основа философской мысли

даосов – учение о единстве неба, земли и человека,

верна, они глубоко верят в безошибочность космиче-

ских принципов, раскрытых в «Лао-цзы» и «И-цзине»,

и методов и приемов их познания.

Это придает им великую мудрость и великую сме-

лость.

Как бы ни развивалось общество, небо и земля, с

точки зрения людей, все те же самые небо и земля,

солнце и луна все те же, в переменах существует веч-

ность. Рождение как вечная загадка волнует нас, но

волновала она и людей древности. Смерть как неуло-

вимый призрак бродит в наших умах, но она бродила

и в умах людей древности.

Мы сейчас изучаем рождение и смерть с помощью

разных приборов, а даосы изучают их с помощью чело-

веческого тела, изучают природу с помощью природ-

ных средств. Какой же из этих двух ходов мысли и ме-

тодов изучения проблем ближе к сущности человека и

космоса?

Снова вернуться в материнскую утробу и еще раз

испытать рождение мы сейчас не можем. Но при ро-

ждении ощущения перехода от состояния плода к со-

стоянию младенца испытывал каждый человек, это не-

пременно осталось в памяти, но только каким-то непо-

нятным образом забылось. Если бы можно было найти

способ восстановить эту память. Возможно ли такое?

Даосы на этот вопрос имеют свой собственный и ими

самими найденный ответ.

Что касается смерти, то предзнание о ее неизбеж-

ности и сам практический процесс – это две совершен-

но разные вещи. Получить практический опыт смерти

возможно, только если разок умереть.

Люй Дунбинь сделал это, он осуществил великий и

бесстрашный опыт смерти.

Смерть раскрыла для него великую истину космоса.

Смерть одарила его великой мудростью.

Чтобы превратить проникновение в суть космоса в

результате прохождения через смерть в процесс само-

совершенствования, который можно было бы воспро-

изводить, Люй Дунбинь