ров, а если подняться в Средний из Трех Миров и
взглянуть оттуда, то откуда появилось человечество?
Может ли оно исчезнуть? Каково его будущее прибе-
жище? А если брать еще выше, то как обстоит дело с
рождением и смертью Земли, Солнечной системы? А
как с рождением и смертью Космоса?
А если все вышеназванные проблемы еще углубить,
то в сфере знания обычных людей их невозможно при-
нять, они считаются неправомерными.
Но даосы не связывают себя подобными путами.
Они не только выдвигают более глубокие вопросы, но
и охотно сами становятся объектами экспериментов,
чтобы исследовать, существуют ли такие возможно-
сти.
Они крепко верят, что основа философской мысли
даосов – учение о единстве неба, земли и человека,
верна, они глубоко верят в безошибочность космиче-
ских принципов, раскрытых в «Лао-цзы» и «И-цзине»,
и методов и приемов их познания.
Это придает им великую мудрость и великую сме-
лость.
Как бы ни развивалось общество, небо и земля, с
точки зрения людей, все те же самые небо и земля,
солнце и луна все те же, в переменах существует веч-
ность. Рождение как вечная загадка волнует нас, но
волновала она и людей древности. Смерть как неуло-
вимый призрак бродит в наших умах, но она бродила
и в умах людей древности.
Мы сейчас изучаем рождение и смерть с помощью
разных приборов, а даосы изучают их с помощью чело-
веческого тела, изучают природу с помощью природ-
ных средств. Какой же из этих двух ходов мысли и ме-
тодов изучения проблем ближе к сущности человека и
космоса?
Снова вернуться в материнскую утробу и еще раз
испытать рождение мы сейчас не можем. Но при ро-
ждении ощущения перехода от состояния плода к со-
стоянию младенца испытывал каждый человек, это не-
пременно осталось в памяти, но только каким-то непо-
нятным образом забылось. Если бы можно было найти
способ восстановить эту память. Возможно ли такое?
Даосы на этот вопрос имеют свой собственный и ими
самими найденный ответ.
Что касается смерти, то предзнание о ее неизбеж-
ности и сам практический процесс – это две совершен-
но разные вещи. Получить практический опыт смерти
возможно, только если разок умереть.
Люй Дунбинь сделал это, он осуществил великий и
бесстрашный опыт смерти.
Смерть раскрыла для него великую истину космоса.
Смерть одарила его великой мудростью.
Чтобы превратить проникновение в суть космоса в
результате прохождения через смерть в процесс само-
совершенствования, который можно было бы воспро-
изводить, Люй Дунбинь