дыра в дыре, путь соеди-
нения внутреннего и внешнего, мудрый ее открывает,
глупый закрывает. Открывающий долголетен, закрыва-
ющий живет недолго». И еще говорил: «Будешь сохра-
нять разумно, при пользовании будут чудеса, дорожи
ею как чудом из чудес, десять тысяч раз подумай, пре-
жде чем выпустить из рук».
Когда выплавление доходит до слоя «Небо-зе-
мля-человек», сокровенные заставы появляются по-
всюду. А еще выше, в слое «Космос-Время-Простран-
ство», Пещера Небесного Глаза уже не внутри тела
и не вне его, она естественно открывается, когда в
ней возникает необходимость. Патриарх Люй говорил:
«Смотри, так или не так, если не так, стремись, чтобы
было так, только тогда откроется и будет открыта веч-
но, и прием работы состоит в двух словах „сохранять
разумность“».
Пещера Небесного Глаза – это проход, по которому
идет в обе стороны свет духа (шэнь гуан). Когда в голо-
ве у людей бессознательно возникают видения, обра-
зы, интуиции или когда какие-то образы создаются со-
знательно, они иногда задаются вопросом, возможно
ли как-то закрепить эти беспорядочные, неконтролиру-
емые образы, превратить их в управляемые. Даосы ве-
дут поиски и практикуют именно в этом направлении.
Посредством совершенствования в выплавлении они
«закрепляют и классифицируют» эти образы в мозгу,
затем выводят их наружу, а после того, как хорошенько
рассмотрят, снова убирают. Каналом таких посылов и
возвращений служит Пещера Небесного Глаза.
Прием тренировки Пещеры Небесного Глаза назы-
вается еще «Протягиванием Линии Сердечной Приро-
ды». Прием состоит в том, чтобы после успокоения
ума, сидячей медитации, регулирования тела, регули-
рования дыхания, подняв голову и глядя прямо впе-
ред, очень медленно с помощью света духа (шэнь гуан)
убирать внутрь дальние виды и вещи, сначала дово-
дить их до «Пещеры» Пещеры Небесного Глаза, потом
убирать дальше внутрь, до «Глаза», потом еще даль-
ше, до «Неба», а доведя до «Неба», переворачивать
и быстро посылать лучи шэнь обратно, провожать их
как можно дальше, на край неба, и так надо повторить
дважды, а в конце убрать до «Неба». «Небо» называ-
ется также «Задним Небесным Зеркалом» («Хоу Тянь
цзин»), это плоскость отражения, отсюда отражаются
лучи шэнь.
Потом можно будет осуществлять построения в моз-
гу, мысленно строить какую-то картину, какую-то вещь,
что-то красивое. Построенное в мыслях имеет форму,
но не имеет материи. Затем закрыть глаза и смотреть
прямо вперед. Фактически это означает,