совместной переправе на другой берег. В Махаяне счи-
тается, что буддийская дхарма не имеет границ и все
верующие в нее могут стать буддами, число их может
быть равно числу песчинок в Ганге. Махаяна делится
еще на секты Пустоты и Реальности – Шуньяваду и Йо-
гачару. Часть сект буддизма Махаяны, объединившись
с брахманизмом, породила тантризм. Тантризм отли-
чается от экзотерических религий своей мистичностью
и закрытостью.
В первом веке нашей эры буддизм двумя путями
пришел в Китай. Один путь – из Западной Индии в Па-
кистан и Афганистан, затем через Синьцзян на Цен-
тральную Китайскую равнину. Потом из Китая он был
передан в Корею и Японию. Это система классических
канонов на китайском языке. Другой путь – из Индии в
Непал и затем в Тибет, а далее во внутренние земли.
Буддизм, переданный из Тибета, называется ламаиз-
мом, впослелствии он распростарнился в Монголию и
в Сибирь. Это система классических канонов на тибет-
ском языке.
На юге буддизм распространялся с Цейлона в Тай-
ланд, Бирму, Лаос, Вьетнам и другие страны, а также
в китайскую провинцию Юньнань и некоторые другие
места. Это система классических канонов на палий-
ском языке.
Через девятнадцать веков буддизм распространил-
ся в Западных государствах.
Слушая рассказы Учителя-Деда об истории буддиз-
ма, Ван Липин поражался тому, как он хорошо знает
буддизм. А до сих пор речь всегда шла об учении да-
осизма. В странствии с облаками старики системати-
чески рассказывали ему о возникновении и развитии
китайской традиционной культуры, причем осью всего
обучения был «Дао цзан». В «Дао цзвне» пять с лиш-
ним тысяч цзюаней (свитков), 72 дисциплины, астро-
номия и география, произведения мудрецов Ста Школ,
философия и история,
политика и военное дело, земледелие, ремесло,
служба и торговля, Пять Элементов и предсказания
судьбы, шаманство и медицина, гадания по триграм-
мам и физиогномика и многое другое. И о какой бы
дисциплине или ее разделе ни заходила речь, о ка-
кой бы династии или эпохе ни говорилось, Дед и От-
цы, излагали все очень логично, без запинок цитируя
классические каноны. Важнейшие каноны они знали
наизусть, что Ван Липина всегда поражало. Он ду-
мал о том, сколько же богатств вмещают головы ста-
риков, это океан безбрежный, бездна небесного про-
странства, безначальная и бесконечная, неизбывная и
неисчерпаемая, просто невероятно.
А Дед продолжал рассказ.
После прихода в Китай буддизм смешался с уче-
нием Лао-цзы – Чжуан-цзы