чи-
стая, и для передачи ему Дао время наступило. Но
если хочешь создать великий сосуд, большой труд на-
до приложить к созданию основы, только тогда он бу-
дет стоять крепко. Труд воспитания человека требует
методических действий и все нового и нового прило-
жения усилий. Только тогда полное понимание может
быть достигнуто.
В трактате «Канон Тайшан Лао Цзюня о постоян-
стве, чистоте, покое и сокровенности» («Тайшан Лао
Цзюнь шо чан, цин, цзин, мяо цзин») говорится:
«В Дао есть чистое и грязное, есть движение и есть
покой. Небо чисто, земля грязна, Небо движется, зе-
мля покоится. Мужчина чист, женщина грязна, мужчи-
на движется, женщина покоится. Снисходит начало,
проистекает конец и рождается Тьма вещей. Чистое –
источник грязного, движущееся –основа покоящегося.
Если человек постоянно чист и спокоен, к нему прихо-
дит знание Неба и земли.
Человеческий дух любит чистоту, а сердце замут-
няет ее, человеческое сердце любит покой, а жела-
ния соблазняют его. Кто постоянно умеет осуждать
свои желания, у того сердце от этого успокаивается, он
очищает свое сердце, и от этого очищается его дух».
Смысл сказанного можно назвать очень глубоким, и он
действительно очень глубок; можно назвать его про-
стым, и он действительно очень прост; но осуществить
его чрезвычайно трудно. В чем же трудность? В этом
«осуждении желаний, очищении сердца, вхождении
в покой». Эта философия патриархальной простоты,
взгляд на жизнь с точки зрения патриархальной про-
стоты, очень отличаются от философии и взгляда на
жизнь, принятых сейчас у обычных людей. Какова ны-
нешняя ситуация? Человеческие желания все более и
более развиваются. Различные способы увеселений и
формы искусств, обостряющие чувственные желания,
все обновляются обновляются, и для этого в большом
количестве используются энергетические ресурсы зе-
мли. Но чем дальше, тем меньше остается времени на
удовлетворение развития желаний. Так в чем же цен-
ность такой философии и такого взгляда на жизнь? В
них нет меры для оценки развития желаний, тем более,
в них нет никакого устойчивого критерия, с помощью
которого можно было бы регулировать отношение че-
ловека к самому себе, а также к обществу и природе.
Три даосских старца начали обучение Ван Липина
именно с этого основного пункта, и первый шаг мастер-
ства назывался «раскаянием в ошибках».
Что такое «раскаяние в ошибках»? Ты думаешь, это
то самое, что мы обычно подразумеваем, когда гово-
рим о раскаянии и исправлении