Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

в призраки, нет

ни верха, ни низа, ни переда, ни зада, ни левого, ни

правого, ни прогресса, ни регресса – один гигантский

водоворот засасывает, а потом выплевывает все это.

Это кажется хаосом, но в этом есть какой-то порядок.

У космоса есть свое собственное мышление, своя

духовность и бесчисленное количество особых язы-

ков.

Земля мала, как песчинка, этот космос тоже мал, как

капля воды. У всех есть свой организм, у всех есть свой

головной мозг. И этот мозг видит «сны».

Все человеческое тождественно космическому.

Истоки человека – в космосе.

У человека сны человеческие, а космос видит кос-

мические сны. Люди, владеющие мастерством, могут

видеть сны других людей, могут видеть и «сны» космо-

са. И они понимают и те и другие сны.

В «Си цы чжуань», комментариях к «Книге Пере-

мен», говорится:

Небо поднялось ввысь, Земля опустилась вниз, бы-

ли установлены триграммы Цянь и Кунь,. низкое и вы-

сокое тем самым расставлены по местам, благород-

ство и подлость установлен, .движение и покой обрели

постоянство, твердое и мягкое разделены. Когда сход-

ное собирается по подобию, вещи распределяются по

группам, рождаются счастье и несчастье. Небо созда-

ет образы, земля создает формы, метаморфозы ста-

новятся видны.

И еще говорится:

Совершенномудрый человек создал гексаграммы

для наблюдения образов, добавил к ним слова, что-

бы прояснить счастье и несчастье. Твердое и мягкое

друг от друга отталкиваются и рождаются метаморфо-

зы. По этой причине счастье и несчастье – образы по-

тери и получения, раскаяние и жадность – образы бес-

покойства и тревоги, метаморфозы – образы наступле-

ния и отступления, твердое и мягкое – образы дня и

ночи. Движение шести черт – Дао трех пределов. По

этой причине когда благородный муж спокойно сидит

на мест, – это пролог перемен. Что радует и забавляет

– это афоризмы к чертам. По этой причине благород-

ный муж сидя в покое, созерцает эти образы и заба-

вляется этими афоризмами. В движении же созерцает

их метаморфозы и забавляется гаданием по ним. По-

тому с Неба ему идет помощь, удача всегда ему сопут-

ствует.

«Книга Перемен» говорит о «созерцании», как о по-

яснении загадки космоса и человеческой жизни, это

можно назвать высшей степенью созерцания.

Корнем космоса является беспредельный хаос, сме-

шанность кома. Затем хаос разделяется в первый раз,

полагается начало Инь и Ян. разъединяется чистое и

мутное, определяются места Цянь и Кунь. На небе по-

являются солнце и луна, звезды и планеты,