в призраки, нет
ни верха, ни низа, ни переда, ни зада, ни левого, ни
правого, ни прогресса, ни регресса – один гигантский
водоворот засасывает, а потом выплевывает все это.
Это кажется хаосом, но в этом есть какой-то порядок.
У космоса есть свое собственное мышление, своя
духовность и бесчисленное количество особых язы-
ков.
Земля мала, как песчинка, этот космос тоже мал, как
капля воды. У всех есть свой организм, у всех есть свой
головной мозг. И этот мозг видит «сны».
Все человеческое тождественно космическому.
Истоки человека – в космосе.
У человека сны человеческие, а космос видит кос-
мические сны. Люди, владеющие мастерством, могут
видеть сны других людей, могут видеть и «сны» космо-
са. И они понимают и те и другие сны.
В «Си цы чжуань», комментариях к «Книге Пере-
мен», говорится:
Небо поднялось ввысь, Земля опустилась вниз, бы-
ли установлены триграммы Цянь и Кунь,. низкое и вы-
сокое тем самым расставлены по местам, благород-
ство и подлость установлен, .движение и покой обрели
постоянство, твердое и мягкое разделены. Когда сход-
ное собирается по подобию, вещи распределяются по
группам, рождаются счастье и несчастье. Небо созда-
ет образы, земля создает формы, метаморфозы ста-
новятся видны.
И еще говорится:
Совершенномудрый человек создал гексаграммы
для наблюдения образов, добавил к ним слова, что-
бы прояснить счастье и несчастье. Твердое и мягкое
друг от друга отталкиваются и рождаются метаморфо-
зы. По этой причине счастье и несчастье – образы по-
тери и получения, раскаяние и жадность – образы бес-
покойства и тревоги, метаморфозы – образы наступле-
ния и отступления, твердое и мягкое – образы дня и
ночи. Движение шести черт – Дао трех пределов. По
этой причине когда благородный муж спокойно сидит
на мест, – это пролог перемен. Что радует и забавляет
– это афоризмы к чертам. По этой причине благород-
ный муж сидя в покое, созерцает эти образы и заба-
вляется этими афоризмами. В движении же созерцает
их метаморфозы и забавляется гаданием по ним. По-
тому с Неба ему идет помощь, удача всегда ему сопут-
ствует.
«Книга Перемен» говорит о «созерцании», как о по-
яснении загадки космоса и человеческой жизни, это
можно назвать высшей степенью созерцания.
Корнем космоса является беспредельный хаос, сме-
шанность кома. Затем хаос разделяется в первый раз,
полагается начало Инь и Ян. разъединяется чистое и
мутное, определяются места Цянь и Кунь. На небе по-
являются солнце и луна, звезды и планеты,