ветер и
облака, гром и молния. На земле появляются Восток,
Запад, Юг и Север, горы и реки, озера и моря. Ме-
жду небом и землей появляются летающие и плава-
ющие, животные и растения, человеческое общество.
Так расцветает Тьма вещей, все живое. В это время го-
ры становятся горами, воды – водами, а человек – че-
ловеком. Среди всех них человек –чем дальше уходит
от прошлого, тем хуже видит. Мудрец Чжан Голао, что-
бы видеть прошлое ясно и общаться с необыкновенны-
ми людьми, скрытыми временем, всегда ездил на сво-
ем осле задом наперед. Такой у него был метод созер-
цания. Многие ученые тоже пользуются этим методом
для выяснения происхождения нынешних событий.
Применив такой метод созерцания, даосы, во-пер-
вых, увидели самые истоки разных вещей, происхо-
дивших в то время, так как пышная крона большого
дерева «начинается с корня». Во-вторых, увидели, что
все происходящее не противостоит друг другу абсо-
лютно, не изолированно друг от друга, что все взаимо-
связано, что небо и человек находятся во взаимном со-
ответствии, что они едины. В горе можно созерцать во-
ду, а воде находить гору, в пейзаже можно видеть че-
ловеческое.
Есть одно лирическое стихотворение о любви, в нем
говорится:
Сначала вылеплю Тебя,
Себя слеплю потом.
Тебя с Собой в комок сомну
И вылеплю опять.
Тебя опять, Себя опять.
. И будешь Ты тогда во Мне,
В Тебе же буду Я..
На вид это маленькое стихотворение примитивно,
но в нем заключена великая философская истина, ко-
торая восхищает не только тех, кто любит людей, но и
тех, кто любит природу.
Даосы же в этом месте опять копают глубже, раз-
вивают шире, на месте обычного они видят чудесное,
в морских испарениях прозревают социальные мета-
морфозы.
Вы говорите, что это невероятно?
Если вы поймете теорию единства Неба, земли и че-
ловека, теорию взаимосоответствия Неба и человека,
то сможете прозреть заложенную в этом истину.
Глава пятнадцатая
Дао дает образец спонтанности
После наблюдения миражей на Пэнлае Учителя и
ученик сели на кораблю и по морю приплыли в Люй-
шунь (Порт-Артур), а потом по восточной стороне по-
луострова Ляодун направились к северо-востоку.
Когда, сбивая с деревьев пожелтевшие листья и кру-
жа их в воздухе, задули поздние осенние ветры, путни-
ки вступили в горы Чанбайшань.
Однажды, проходя по березовой роще, где вся зе-
мля была устлана толстым ковром листьев, они услы-
шали за ветром чей-то жалобный зов. Повернули на
голос и совсем неподалеку на усеянном глыбами кам-