Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

ветер и

облака, гром и молния. На земле появляются Восток,

Запад, Юг и Север, горы и реки, озера и моря. Ме-

жду небом и землей появляются летающие и плава-

ющие, животные и растения, человеческое общество.

Так расцветает Тьма вещей, все живое. В это время го-

ры становятся горами, воды – водами, а человек – че-

ловеком. Среди всех них человек –чем дальше уходит

от прошлого, тем хуже видит. Мудрец Чжан Голао, что-

бы видеть прошлое ясно и общаться с необыкновенны-

ми людьми, скрытыми временем, всегда ездил на сво-

ем осле задом наперед. Такой у него был метод созер-

цания. Многие ученые тоже пользуются этим методом

для выяснения происхождения нынешних событий.

Применив такой метод созерцания, даосы, во-пер-

вых, увидели самые истоки разных вещей, происхо-

дивших в то время, так как пышная крона большого

дерева «начинается с корня». Во-вторых, увидели, что

все происходящее не противостоит друг другу абсо-

лютно, не изолированно друг от друга, что все взаимо-

связано, что небо и человек находятся во взаимном со-

ответствии, что они едины. В горе можно созерцать во-

ду, а воде находить гору, в пейзаже можно видеть че-

ловеческое.

Есть одно лирическое стихотворение о любви, в нем

говорится:

Сначала вылеплю Тебя,

Себя слеплю потом.

Тебя с Собой в комок сомну

И вылеплю опять.

Тебя опять, Себя опять.

. И будешь Ты тогда во Мне,

В Тебе же буду Я..

На вид это маленькое стихотворение примитивно,

но в нем заключена великая философская истина, ко-

торая восхищает не только тех, кто любит людей, но и

тех, кто любит природу.

Даосы же в этом месте опять копают глубже, раз-

вивают шире, на месте обычного они видят чудесное,

в морских испарениях прозревают социальные мета-

морфозы.

Вы говорите, что это невероятно?

Если вы поймете теорию единства Неба, земли и че-

ловека, теорию взаимосоответствия Неба и человека,

то сможете прозреть заложенную в этом истину.

Глава пятнадцатая

Дао дает образец спонтанности

После наблюдения миражей на Пэнлае Учителя и

ученик сели на кораблю и по морю приплыли в Люй-

шунь (Порт-Артур), а потом по восточной стороне по-

луострова Ляодун направились к северо-востоку.

Когда, сбивая с деревьев пожелтевшие листья и кру-

жа их в воздухе, задули поздние осенние ветры, путни-

ки вступили в горы Чанбайшань.

Однажды, проходя по березовой роще, где вся зе-

мля была устлана толстым ковром листьев, они услы-

шали за ветром чей-то жалобный зов. Повернули на

голос и совсем неподалеку на усеянном глыбами кам-