допущенных ошибок?
Разумеется, в таком значении понимать это нельзя. По
здравому смыслу, в каких «ошибках» может раскаи-
ваться подросток, которому всего тринадцать лет? Но,
с точки зрения даосов, даже у этого невинного ребенка,
поскольку он родился из материнской утробы и прожил
какое-то время в этом суетном мире, природа сердца
заражена немалом количеством грязного ци, это гряз-
ное ци и есть «ошибка», от которой прежде всего сле-
дует полностью очиститься. Значит, на какое-то время
следует отделить себя от суетного мира, в чем есть
весьма определенное сходство с «изоляцией подслед-
ственного», а отличие состоит в том, что не другие тебя
проверяют, а ты сам по собственной воле пристально
вглядываешься в себя, чтобы произвести кардиналь-
ную чистку природы сердца и перемениться. Это и есть
результат начального «раскаяния в ошибках».
Что касается людей, которые погружены в суетный
мир очень глубоко и к тому же не имеют правильного
культурного руководства, которые весь свой ум, энер-
гию, способности используют для удовлетворения сво-
ихвожделений, гонятся за известностью и корыстью,
но при этом основных моральных качеств, делающих
человека человеком, у них не хватает, то как же тяжелы
и глубоки их «ошибки»? А если они хотят полностью
очиститься, то как сложны и трудны их задачи – это яс-
но без слов! Поэтому первый шаг мастерства «раская-
ния в ошибках», в сущности говоря, это первоначаль-
ное сопоставление двух видов философии и взглядов
на жизнь, но оно носит фундаментальный характер.
Без решимости оставить неверную культуру, филосо-
фию и взгляд на жизнь, свойственные суетному миру
и его людям, то есть без желания обновиться как че-
ловеку кардинально, стать отличным от людей суетно-
го мира, в этих «ошибках» крайне сложно раскаяться
и их исправить. Этот труд «раскаяния в ошибках» де-
лится на три стадии. Сначала человека закрывают в
темной комнате, при этом не определяется, что ему
нужно делать, просто он изолируется от суетного мира.
Если так провести два месяца, то «своеволие» посте-
пенно придет к концу, исчезнет; если первый шаг про-
делан успешно, наступает время второй стадии, когда
надо сидеть в темной комнате со скрещенными нога-
ми, каждый раз увеличивая сроки сидения. Только на
третьей стадии условия меняются: сидят со скрещен-
ными ногами в обычной тихой комнате, каждый сеанс
сидения должен быть свыше четырех часов.
Как уже упоминалось, три старых даоса временно
жили в кузнице,