хорошенько, а когда потеплеет, снег растает,
потекут с гор реки, пусть Учителя на лодочке ждут вни-
зу. Как увидят самую большую рыбу, пусть ее изловят,
а ученик будет у нее в брюхе сидеть в позе лотоса!»
«Ну и ну!»—старики не могли удержаться от смеха.
В этот день, вскарабкавшись на гребень горы, они
увидели на снегу крупные человеческие следы. Прис-
мотревшись, Ван Липин поразился: неизвестный шел
босиком!
Дед заметил следы еще раньше и сказал: «Видно,
чем дольше живет, тем больше в нем духа!» Ван Липин
не понял сказанного и вместе с Учителями двинулся
по следам.
Миновали гору, снег лежал глубочайший, прошли че-
рез лес и увидели на склоне горы старую сосну, ко-
торой было лет с тысячу. Ветви ее, согнутые снегом,
образовали навес. А под навесом стояла бревенчатая
хижина, простая и безыскусная, но на снегу она выгля-
дела очень изысканно. Перед хижиной старик огромно-
го роста в простой рубахе разгребал снег.
Человек Беспредельного Дао невольно продеклами-
ровал:
Под черной сосной
Приютилась избушка простая.
Глубоко в горах
Скрывается Истинный Муж.
Старик перед хижиной ответил тоже стихами:
Тысячи гор
Сотрясает свирепый вой,
Сотни зверей
задрожат от единого клича.
Ван Липин сразу насторожился: стихи-то ведь гово-
рили о встрече с волками, случившейся много дней то-
му назад. Это было так давно и так далеко отсюда, за
несколько сотен километров, а старик и вой слышал и
о случившемся знал, наверняка это высокий мастер.
А старик уже спускался с горы им навстречу. Цере-
монно поклонившись, он сказал: «„Святые даосы при-
шли издалека, и бедный даос решил растопить немно-
го снегу, чтобы путники могли смыть с себя дорожную
пыль“. После обмена поклонами они вслед за босым
стариком вошли в хижину.
Босоногий старик действительно был необычным
человеком. Потомок знаменитого «Великого Чанбай-
шаньского Небожителя», сам себя называвший «Босо-
ногим Даосом», он давно жил отшельником в глубине
Чанбайшаня, и его мастерство было редкостным. В год
их встречи «Босоногому Даосу» было Семьдесят семь
лет, а сейчас ему девяносто семь. По правилам даосов
Ван Липин и его тоже называет Дядей-Наставником.
Хижина была чрезвычайно простая, сложенная из
нетесаных бревен, внутри почти никакой утвари, кроме
длинного «стола», на который ставились вещи. Он то-
же был из неструганых досок, ничем не покрыт, тут во
всем было следование природе. Ни кровати, ни белья,
только груда сена. «Босоногий Даос» разделил ее на
несколько